Сообщение всемирное культурное наследие индии. Красоты индии по версии юнеско

Список объектов Всемирного Наследия в Индии впечатляет. Тридцать объектов уже считающихся таковыми и тридцать три дожидающихся утверждения (для сравнения во всей Юго-Восточной Азии — 33 объекта Всемирного Наследия).

Я уже отмечал в своем материале о Всемирном Наследии в странах ЮВА , что один из критериев определения значимости того или иного туристического объекта - это информация о том входит ли он во Всемирное Наследие ЮНЕСКО. Это не означает, конечно, что если храмового комплекса, исторического парка, храма или дворца нет в этом списке, то смотреть там нечего. Список этот на самом деле не такой уж большой и в нем нет огромного количества объектов достойных внимания туристов. Речь о другом. О том, что если тот или иной объект попал в этот список - то это означает не только свидетельство его уникальности, но и необходимость сохранения этого объекта для потомков.

Храм Шивы. Эллора.

Изучая индийский список, я обнаружил, что за свои десять индийских поездок посетил подавляющее большинство из объектов включенных во Всемирное Наследие и многие из них включил в свой Хит-парад мест в Индии, достойных посещения .

В списке объектов, ожидающих своего утверждения также есть много мест, где я бывал. Не все из них меня впечатлили так, как находящаяся в этом списке как составная часть Большого Гималайского парка — высокогорная долина Пин . Например, что в этом списке делает урбанистический Чандигарх — совершенно непонятно.

Перейдем к самому списку. Надеюсь, со временем подготовлю материалы по многим из его пунктам.

Список объектов Всемирного Наследия в Индии.

Тадж Махал.

Центр Индии.

1. Джантар-Мантар (Джайпур)

2. Красный форт (Агра)

3. Санчи (буддистские памятники)

4. Скальные жилища Бхимбетка.

6. Заброшенный город Фатехпур-Сикри (рядом с Агрой).

7. Форты Раджастана.

Север Индии.

Башня победы. Кутб Минар.

8. Горные железные дороги Индии (Участок Калка-Шимла).

10. Красный форт (Дели).

12. Национальный парк Кеоладео.

14. Национальный парк Нанда-Деви и Долина Цветов.

Северо-Восток Индии.

15. Национальный парк Казиранга.

16. Национальный парк Манас.

Восток Индии.

Колесо. Храм Солнца. Конарк. Индия.

17. Горные железные дороги Индии (Участок Дарджилинг)

18. Храм Махабодхи (Бодх-Гайя)

19. Национальный парк Сундарбаны.

Юг Индии.

21. Горные железные дороги Индии (Участок Нилгири)

22. Махабалипурам.

25. Храмы Чола.

Запад Индии.

Путешествие на поезде — один из лучших способов увидеть главные достопримечательности страны с комфортом и насладиться уникальной атмосферой отдыха под стук колес. Увлекательный тур «Наследие Индии» — наиболее насыщенный и роскошный по своей атмосфере из маршрутов поезда Maharajas’ Express .

Maharajas’ Express предлагает своим гостям купе четырех категорий: Deluxe , Junior Suite , Suite и Presidential Suite . В каждом купе есть панорамные окна, чтобы гости могли сполна насладиться пейзажами великой Индией. Весь поезд оснащен камерами видео наблюдения, противопожарными системами и профессиональным сопровождением, благодаря чему пассажирам гарантируется уединение и безопасность.

Каждое купе располагает кондиционером, телевизором с плоским экраном, DVD-плеером, интернетом WiFi, отдельной ванной комнатой с душем/ванной, туалетно-косметическими принадлежностями премиум класса и другими удобствами.


Программа тура Наследие Индии на поезде Maharajas’ Express:

День 1. Мумбаи.

Посадка в поезд Maharajas’ Express.

Регистрация и размещение в купе выбранной категории.

Отправление в Аджанту.

Ужин в ресторане поезда.

День 2. Аджанта.

Прибытие в Аджанту.

Посещение пещер Аджанты - 29 буддистских храмов, многие из которых берут свое начало со второго века до нашей эры. Изначально они использовались буддистскими монахами, как молитвенные залы и монастыри, но после девяти столетий были неожиданно брошены и находились в забвение, пока не были открыты вновь в 1819 году, а с 1983 года пещеры Аджанты включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В этих знаменитых пещерах хранятся лучшие шедевры буддистского искусства в Индии.

Обед и

День 3. Удайпур.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Прибытие в город-оазис Удайпур — жемчужина засушливого Раджастана, раскинувшаяся на побережье трех озер, которые зрительно соединяются в одно и напоминают реку.

Неторопливая прогулка на лодке по озерам.

Роскошный обед в индийском стиле.

Посещение Стеклянной Галереи и Городского Дворца Удайпура , который состоит из 11 дворцов, 7 входных ворот, музея и многих других зданий, которые связаны между собой дворами и запутанной сетью переходов. Этот дворцовый комплекс — настоящий город в городе, созданный в результате уникального смешения средневековой индийской, европейской и китайской архитектуры.

Возвращение в поезд, ужин в вагоне-ресторане.

День 4. Джодпур.

Завтрак в вагоне-ресторане.

Прибытие в Джайпур.

Посещение местного деревенского сафари (дополнительная экскурсия ).

Обед в вагоне-ресторане.

Экскурсия в Форт Мехрангарх — удивительный замок в центре Джодхпура, второго по величине города индийского штата Раджастхан. Он стоит на краю пустыни Тар на 125-метровом скалистом холме, словно грозный страж, охраняющий человека от смертельного дыхания раскалённых песков. За его стенами укрыты живописные сады, здания суда, несколько дворцов, известных своими резными статуями и вместительными внутренними дворами, тщательно продуманными балконами, выгнутыми галереями и роскошными помещениями.

Пеший тур по рынку старой часовой башни.

Роскошный ужин в одном из эксклюзивных ресторанов города.

День 5. Биканер.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Прибытие в Биканер.

Отдых в поезде или дополнительная экскурсия в храм Карни Мата — древний храм крыс, расположенный в городе Дешнок в 30 км к югу от Биканера. Храм был построен в честь индуской святой Карни Мата, которая была воплощением богини власти и победы - Дерги. Существует легенда: после смерти своего пасынка, святая обратилась с просьбой к богу Яме воскресить мальчика, но он отказал. Тогда Карни Мата провозгласила, что мужчины ее касты после смерти будут принимать тело крыс, а в последующем рождении станут людьми. Сегодня в этом храме обитают тысячи крыс, каждая из которых считается священной.

Экскурсия в крепость Джунагарха , которая оставалась неприступной более 500 лет и сегодня считается одной из главных достопримечательностей Индии.

Поездка на верблюдах в пустыню с последующим ужином и шоу народных танцев в окружении песчаных дюн.

День 6. Джайпур.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Посещение форта Амбер , который был построен в 16 веке для раджи Ман Сигха I. Крепость располагается на вершине холма, на расстоянии 11км от города Джайпур, в окружение массивных стен. Форт Амбер сочетает в себе силу и неприступность крепости с тонкостью и очарованием настоящего архитектурного шедевра, в котором явно просматривается влияние мусульманской культуры.

Катание на слонах.

Обед в ресторане.

Вечерний отдых и СПА-процедуры в роскошном пятизвездочном отеле (в стоимость тура не входит и оплачивается дополнительно).

Ужин в вагоне-ресторане поезда.

День 7. Национальный парк Рантхамбор.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Увлекательное сафари в Национальном парке Рантхамбор — заповедник, основанный в 1980 году может похвастаться богатым растительным миром и несколькими озерами. На территории площадью 392 квадратных километра обитают тигры, леопарды, шакалы, мангусты, крокодилы. Рантамбор считается лучшим местом в Индии, где можно увидеть тигров в их естественной среде обитания. Заповедник может похвастаться богатым растительным миром - на его территории присутствуют джунгли, озера.

Обед в вагоне-ресторане поезда.

Экскурсия по дворцовому комплексу города Фатехпур-Сикри , который во время правления Акбара I был столицей Империи великих Моголов до ее переноса в Агру. С 1986 г. город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сегодня Фатехпур-Сикри считается «городом-призраком», хотя в нем и проживает более 250 тысяч человек.

Ужин в вагоне-ресторане поезда.

День 8. Агра — Дели.

Утренняя экскурсия в Тадж-Махал — дворец из белого мрамора, один из самых грандиозных памятников индийской архитектуры с шикарным внутренним убранством и потрясающей красоты парком. Это последний подарок императора Великих Моголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал, а также самая популярная достопримечательность в стране.

Завтрак с шампанским.

Переезд в Дели.

Окончание программы.

Даты начала тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express:

  • 20 октября 2018 года
  • 17 ноября 2018 года
  • 15 декабря 2018 года
  • 12 января 2019 года
  • 9 февраля 2019 года
  • 9 марта 2019 года
  • 6 апреля 2019 года

Стоимость тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express на человека:

  • От 7 176 USD Deluxe Cabins
  • От 11 352 USD при двухместном размещении в Junior Suite Cabins
  • От 16 560 USD при двухместном размещении в Suite Cabins
  • От 28 440 USD при двухместном размещении в Presidential Suite Cabins

входит:

  • Размещение в купе выбранной категории
  • Питание по системе All Inclusive в рамках всего тура
  • Домашние вина, пиво и крепкие спиртные напитки
  • Входные билеты во все достопримечательности, указанные в программе тура
  • Некоторые дополнительные экскурсии
  • Услуги гида по программе тура

В стоимость тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express не входит и оплачивается дополнительно:

  • Авиаперелет
  • Медицинская страховка
  • Оформление визы и консульские услуги
  • Личные расходы

Древняя Индия - одна из старых цивилизаций, имевшая необычайную высокую ступень культурного развития. Об этом свидетельствуют найденные на ее территории остатки материальной культуры, соответствующие определенному периоду, а также имеют соответствующие временные отметки. Были найдены стоянки с наскальной живописью, где изображены как люди, так и животные, большие охотничьи сцены.
Современное общество, несомненно, имеет преимущества, имеет потенциал, постоянно наращивает все новое и новое, появляются новые разработки, но основе ранее полученных данных, исследуют неисследованное и т.д. У древних цивилизаций же не было ничего, без чего сегодня, современный человек не имеет представления, не то что жизни, но и развитие этого самого прогресса.
Тем не менее, жители древней Индии достигали высот во многих сферах. Секрет их мастерства не разгадан и по сей день. Доказательством их развития служат многочисленные исследования. Доказано, что представители древней Индии были сильны в астрономии – их календарный год длился 12 месяцев. В календарном месяце было 30 дней. На каждый пятый год – добавлялся день, в високосном году. Приблизительно в V-VI в. н. э было известно о земном притяжении, а также в Индии знали о том, что земля круглая и о ее вращении вокруг оси.

Становление культуры, религии и науки древней Индии

Наиболее ярко выраженным подъемом наука Индии, может похвастаться в IV-II вв. до н.е – VIII в н.э.
Немногим известно, что Древняя Индия стала колыбелью развития цифр. Именно в Индии были изобретены цифры, именно здесь «ноль» стал восприниматься в качестве знака. Здесь начала развиваться десятичная система исчисления, ведь представители древней Индии считали числа, кратные и 10-ти – священные.
В ІІІ тыс. до н.э. прекрасно развивалась и складывалась наука, в частности - письменность, которая имела в наличии 400 пиктографов и слоговых знаков. Их еще называют - ведами Они сохранили информацию до современности об агрокультуре, об обработке метала, о медицине и геометрии, шахматах.
Немало велось разработок и в области химии – ученые того периода могли готовить кислоты и лекарства, краски и духи, соли металлов и цемент, сложные препараты из ртути и многое другое.
Существуют данные, по которым известно, что развитие древней Индии достигло освоения выплавки чистого железа, секрет его малоизвестен современности, не смотря на то, что разработки крупных лабораторий не один десяток лет бьются над этой проблемой. Подтверждением их знаний служит 6-ти тонная колонна, она была вылита в V в н.э. По исходу 1500 лет эта колонна не подвержена ржавчине.
Стоит отметить и о развитие медицины в древней Индии, ее отголоски успешно применяются в современном мире. Именно в Индии стали применять вовремя изготовления лекарств минералы и целебные травы. Более того, уровень развитие лечения на то время позволяло лекарям вправлять кости, лечить переломы, а также восстанавливать после увечий или боев носы и уши, губы. Хирурги владели тончайшим мастерством проводить сложнейшие операции. Секрет их мастерства до конца не разгадан и сегодня. Есть сведенья, что в III веке до н.э. в Индии была основана больница - первая во всем мире.
Архитектура древней Индии также отличалась развитием. Результат этого развития – ступы. Это куполообразные сооружения, в которых хранили части тела Будды и последователей – святыни буддистов.
Строили также в древней Индии пещерные храмы, они носили названия - чайтья. Для их строительства необходимо было вырубать помещение в скале, а затем изображения Будды и всех святых.

Культурное наследие древней Индии

В VI в до н.э. развился буддизм, который в последствии стал одной из великих мировых религий.
Нужно отметить, что основа буддизма в особом учении. А именно – в постижении страдания и причинах такого страдания. Также освобождения и пути к нему. Стремление к идеалу приведет к нирване, тому состоянию, когда нет никаких человеческих, земных желаний, нет необходимости в жизненной привязанности и ко всему миру.
Изучение истории, верований и взглядов жителей древней Индии в большой степени раскрывается в религиозных собраниях, Ведах. Это священные книги, написанные на санскрите в II тыс. до н.э. Самым древним, из таких собраний является Ригведа. В ней изложены религиозные гимны, воспевающиеся богам. Также есть Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Раскрывает облик древнеиндийской культуры эпическая литература. А именно главные из нее - Махабхарата и Рамаяна, записанные санскритом. Ученый Панини в V-IV вв. до н.э. приложил к санскриту особое усилие, обработав язык поздневедической литературы, вследствие чего – санскрит стал особым языком для общения между разнообразными народностями и племенами.
Говоря об Махабхарата и Рамаяна, то эти поэмы востребованы и в современности, а их герои Кришна и Рама, соответственно – обожествлены. Их принято считать воплощением Вишну – наиболее важным божеством в современном индуизме.
Культ сыграл огромную роль в развитии драматургии, беря свое начало в танцевальной пантомиме, сопровождаясь комментарием. Позже в такой пантомиме уже начали разговор и актеры. В древнеиндийской культуре был свой классик драматургии, именовавшийся Калидаса, живший в IV-V вв.. Благодаря ему, раскрывался внутренний мир героев, сопровождалось выступление прозаическими диалогами, монологами в стихотворной форме, а также танцевально-песенной интермедией.
Музыка в древнеиндийской культуре занимала не последнюю нишу, она была неотделимой частью, выражала единство пения и танца, инструментальной музыки и богатства мимики.
Развитие культуры в Индии распространилось и на изобразительное искусство, а также зодчество. Практиковалось и ваяние и фресковая живопись, оттачивались художественные ремесла.

Особый устрой жизни

Культура древней Индии развивалась вместе с жесткой дифференциацией древнеиндийского общества. В зависимости от социального происхождения и характера деятельности, были сформированы замкнутые группы, иногда именуемый варно-кастровый строй:
- по сословиям. Их принято разделять на варны. Их четыре: брахны и кшатрии, вайшьи и шудры.
-по кастам распределение ведется исходя из профессиональной деятельности (их 3500)
Те, кто относится к брахманом считаются аристократами, они участвуют в контакте с наивысшим божеством, им позволено управлять страной. Как правило, представители этой касты происходили родом из жреческого рода.
Кшатрии – воины, знать. Наряду с брахманами живут дружно, у них обоюдное взаимопонимание и согласие, оказывают поддержку и помощь друг другу.
Вайшьи и шудры – те, кто призван обеспечивать хозяйственностью другие касты.
Вайшьи интересовало лишь земледелие и торговля. Шудры же прислуживали всем другим кастам, их доля безмолвна, они не имели своего права и собственности. Были и те, кто не входил в касты – рабы или представители презираемых профессий. Со временем такие стали основателями касты неприкасаемых.
Брахманы были именно той кастой, которая отвечала за хранение традиций и духовных традиций, отвечали за наставничество других людей, исключением были шудры. Они не занимались никаким физическим трудом, а занимались изучением священного писания, разрабатывали законы и положения, они способствовали управлению общества и руководству по судебными делами. Из брахманов могли получиться и Жрецы, только после совершенного изучения Ведов, а также правильного их толкования смысла. Согласно законам Ману – главному правовому документы древней Индии, именно эта варна, могла принимать милостыню и подарки, за исключением еды, и могли претендовать на все, что захочет. Брахманы были настолько привелегированы, что даже сам главнокомандующий государством не имеет права и власти оказать на них какое-либо воздействие, включая физическое воздействие или финансовые посягательства, потому как счистилось, что тело и имущество брахмана неприкасаемы.
Кшатрии были призваны защищать и управлять. Именно эта каста порождала будущих правителей и чиновников, военачальников и прочих главенствующих. В отличии от брахманов, кшатрии были свободны в пище, в частности им полагалось принимать мясо. Для этой касты не было запрета, они принимали в дар, в том числе еду даже от самих брахманов.
Примечательно, что и брахманам и кшатриям запрещалось вступать в браки с низшими сословиями. Исключением могла быть ситуация, когда мужчина из высшего сословия берет себе жену из низшего сословия.
Варны были свободным народом, занимались производством материальных благ. На них полагались управленческие организаторские функции.
Для черновой работы кастовый строй предусмотрел шудр. Они рождались уже не свободными и никогда не могли получить свободу. Они не приобретали и не продавали имущество. Этой касте запрещено использовать обряд упанаяма – дважды рожденным.

Всего в Индии насчитывается 29 объектов, являющихся достоянием человечества и уникальными природными уголками нашей Планеты, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Оранжевым цветом обозначены объекты ЮНЕСКО, которые компания "Россиянка" предлагает посетить на своих экскурсиях.

Объекты ЮНЕСКО в штате Гоа

Храмы и монастыри Старого Гоа (Old Goa)

Старый Гоа (на португальском Velha Goa, Велья Гоа) - город в штате Гоа в Индии, ранее являвшийся столицей Португальской Индии. Здесь сохранилось около 25 памятников португальской колониальной архитектуры, главные из которых: собор Св. Екатерины в честь Екатерины Александрийской , базилика Бом Иисус , г д е покоятся мощи одного из святых католической церкви Франциска Ксаверия . Узнать больше можно в статье: Церкви Старого Гоа и Панаджи . Из-за эпидемий малярии в XVII—XVIII вв. население переселилось в пригород Панаджи, ставший позднее столицей колонии и получивший название «Новый Гоа». Увидеть эти памятники можно на этой экскурсии .

Объекты ЮНЕСКО в штате Карнатака

Руины Хампи (Виджаянагары)


Фото Хампи - 11 альбомов

Хампи (Виджаянагара) - бывшая столицы Виджаянагарской империи. Сейчас - крупнейшее историческое место ЮНЕСКО в Индии. Хампи ассоциируется с исторической областью Кишкинда, царством ванаров (обезьяноподобных гуманоидов), которое упоминается в известном эпосе «Рамаяна». Первое известное поселение людей возникло здесь в I веке. С 1336 по 1565 гг на этой местности раскинулась столица Виджаянагарской империи — город Ваджаянагара. Это место было выбрано для столицы империи из-за его стратегического расположения: с одной стороны земли омываются рекой Тунгабхадрой, а с трёх других сторон город окружают холмы, сложенные природой из гранитных глыб. Хампи имеет огромное архитектурное и историческое значение. Центральная часть древнего города имела площадь 26 кв². Именно на ней располагается около 350 храмов и других строений. С населением в почти 500 тыс. человек город являлся одним из крупнейших в свое время. В 1565 г. после падения империи, город был разрушен и разграблен исламскими султанами. Дальнейший ущерб монументам Хампи нанесли искатели сокровищ. Заказать экскурсию в Хампи

Храмы Паттадакала


Город Паттадакал - расположен на берегах реки Малапрабха. Храмовый комплекс VIII в. представляет собой кульминацию развития стиля индуистской храмовой архитектуры. В Паттадакале представлен как дравидийский (южный), так и нагара (северный) стили индийской храмовой архитектуры. В списке ЮНЕСКО с 1987 г. Увидеть древний город можно на экскурсии . Здесь фото Паттадакала


Объекты ЮНЕСКО в штате Махараштра

Пещерные храмы на о. Элефанта

Так называемый «Город Пещер» содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. В списке ЮНЕСКО с 1987 г.


Вокзал Чхатрапати-Шиваджи (Виктория)


Вокзал расположен в г. Мумбаи и является одним из самых многолюдных вокзалов мира.Здание вокзала представляет сочетание традиционной для викторианского периода неоготической архитектуры с мотивами индо-сарацинского стиля (каменный купол, башенки, стрельчатые арки и усложнённый план). Внутри вокзал украшен резьбой по дереву, железными и медными перилами, главной лестница выполнена с балюстрадой. Здание спроектировано британским архитектором Фредериком Уильямом Стивенсом, строительство началось в 1878 г. и продолжалось 10 лет. Вокзал был назван в честь королевы Виктории, однако в 1996 г. вокзал сменил название. Как и крупнейший аэропорт Индии, он назван в честь национального героя Индии Чатрапати Шиваджи. Вокзал является символом Мумбай. Вокзал - одно из главных мест действия фильма «Миллионер из трущоб» (2008 г). Фильм завоевал 8 золотых статуэток "Оскар", в том числе в номинациях "Лучший фильм года" и "Лучший режиссер года". В списке ЮНЕСКО с 2004 г. Увидеть вокзал Виктория можно на нашей экскурсии Мумбаи (Бомбей) . Фото


Храмы Аджанты


Расположен этот буддийский храмово-монастырский пещерный комплекс недалеко от г. Аурангабад. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратных в плане залов, окруженных с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов. Настенная роспись пещер - иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий (III—VII вв). Наиболее интенсивное строительство велось в V в. при Харишене - правителе центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно. В XIII в. буддизм теряет своё значение в Индии. Монахи, численность которых к этому времени значительно снизилась, постепенно покинули Аджанту. Фото Аджанты


Храмы Эллоры

Храмы находятся в 30 км от г. Аурангабад. Создание пещер датируется примерно с VI по IX вв.Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские. Главная достопримечательность и подлинное Чудо Света - храм Кайлаш, вырубленный из горы. В списке ЮНЕСКО с 1983 г. Фото Эллоры

Объекты ЮНЕСКО в штате Уттар-Прадеш

Тадж Махал в г. Агра


Тадж Махал - мавзолей-мечеть на берегу реки Джамна (Ямуна) в г. Агра . Построен в 1632-53 гг по приказу потомка Тамерлана — императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. На строительстве было занято 22 тыс. мастеров. Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. Тадж Махал представляет собой сооружение с пятью куполами высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам. К строению примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора, привозившегося на строительство за 300 км. В с инкрустации были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Согласно легенде, на другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из чёрного мрамора, но оно не было построено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора. С левой и правой сторонах от усыпальницы находятся мечети из красного песчаника. За год Тадж Махал посещает от 3 до 5 млн. посетителей, из них более чем 200 тыс. — из-за рубежа. Тадж Махал - одно из 7 чудес в современном мире после опроса в 2007 г. более чем 100 млн. человек. В списке ЮНЕСКО с 1983 г. как "жемчужина мусульманского искусства". У видеть Тадж Махал можно на экскурсии Золотой треугольник . Здесь фото Тадж Махала


Форт Агры


Крепостное сооружение служившее в эпоху империи Великих Моголов резиденцией правителей расположено в 2,5 км от Тадж-Махала. Часть Форта сегодня используется в военных целях и недоступна для посетителей. Сроительство форта началось в 1565 г. по инициативе Акбара Великого, который перенёс столицу из Дели в Агру. Уже через 6 лет форт был полностью обнесён стеной. Преемник Шах-Джахан, расширили форт в начале XVII в. В то время как при Акбаре отдавалось предпочтение красному песчанику с элементами мрамора, при Шах-Джахане в качестве строительного материала употреблялся белый мрамор с узорами из золота и драгоценных камней. В 1648 г. столица была перенесена обратно в Дели, в связи с чем Красный форт в Агре утратил своё значение. После захвата власти в 1658 г., Аурангзеб содержал своего отца Шах-Джахана в этом форте под домашним арестом до самой смерти. В 1803 г. форт был захвачен британскими войсками. Во время Восстания сипаев 1857 г. форт был местом вооружённых столкновений. Весь комплекс имеет форму полумесяца и обнесён стеной, высота которой составляет 21 м, а периметр насчитывает 2,4 км. Стена, как и большинство находящихся в Красном форте сооружений, построена из красного песчаника, который и дал форту его название. Делийские и Лахорские ворота образуют вход в форт. Внутри находятся дворцы, несколько мечетей и сады. Архитектурный стиль гармоничным образом сочетает элементы исламского и индуистского зодчества. В списке ЮНЕСКО с 1983 г. Увидеть Форт Агры можно на экскурсии Золотой треугольник . Зд есь фото Агры

Фатехпур-Сикри

Объекты ЮНЕСКО в штате Раджастан

Обсерватория Джанта́р-Манта́р

Это самая большая из пяти обсерваторий, построенных в Индии (1727—1734 гг.) раджпутским махараджей Савай Джай Сингхом в основанном им же незадолго до этого городе Джайпур. Инструменты для измерений отличались колоссальными габаритами. Так, солнечные часы Джантар-Мантара считаются самыми большими в мире (27 м в поперечнике). В списке ЮНЕСКО с 2010 г. Увидеть этот памятник можно на экскурсии Золотой треугольник или Тур в Джайпур . Здесь фото Джайпура


Национальный парк Кеоладео

Национальный парк - находится в округе Бхаратпур и основан в 1982 г. Занимает территорию 29 км² (почти половина - это водоемы) и расположен в 50 км к западу от Агры. Парк служит домом для 366 видов редких птиц, которые мигрируют сюда в зимний период. Весной птицы покидают место зимовки и отправляются в северном направлении. Аисты разных видов (аист-разиня, аист-клювач) оккупируют чащи из акаций. Эти же места являются излюбленным местом гнездования для колпицы, пурпурной цапли и ибиса. Дикие утки, лебеди и другие водоплавающие птицы прилетают в национальный парк Индии Кеоладео Гхана в период с середины августа по октябрь. Розовые фламинго и розовые пеликаны появляются в здешних местах одними из последних. Они прилетают сюда в ноябре. Белые и серые цапли, бакланы, аисты ежегодно дают потомство в 30 тыс. особей. Водоплавающие птицы включают такие виды как: серая утка, широконоска, чирок-свистунок, индийский малый гусь, хохлатая чернеть, гребенчатая утка, малый, большой и индийский бакланы, индийский клювач, змеешейка, ибис и др. Также в заповеднике 379 видов растений, 50 видов рыб, 13 видов змей, 5 видов ящериц, 7 видов амфибий, 7 видов черепах и множества видов беспозвоночных. Является единственным известным местом обитания в зимний период для такого редкого вида как стерх. В парке встречается 27 видов млекопитающих, среди них можно отметить такие виды как: нильгау, дикий кабан, пятнистый олень, индийский замбар (довольно мало), гарна, аксис, макак-резус, лангур, 2 вида кошек: камышовая кошка и кошка-рыболов, 2 вида цивет: мусанг и малая цивета (довольно редки), 2 вида мангустовых, гладкошёрстная выдра, шакалы, гиены, несколько видов грызунов. До получения официально охраняемого заповедного статуса территория Кеоладео Гхана была местом охоты высокопоставленных лиц Индии. В настоящее время охота в Кеоладео Гхана запрещена. Лучшим временем для визита сюда считается период с сентября по февраль, потому как в этот отрезок времени количество разнообразных видов птиц, населяющих заповедник, достигает своего апогея. В списке ЮНЕСКО с 1985 г.

Объекты ЮНЕСКО в Дели

Гробница Хумаюна

Это мавзолей тимуридского, могольского императора Хумаюна в Дели, построенный по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. В архитектурном отношении представляет собой связующее звено между Гур Эмиром, где погребён Хумаюнов предок Тамерлан, и строившимся по заказу его правнука Шах-Джахана мавзолеем Тадж-Махал. Строительство мавзолея началось в 1562 г. и закончилось 8 лет спустя. Зодчими считаются Саид Мухаммад и его отец Мирак Гиятхуддин, на проект которых, очевидно, сильно повлияли самаркандские постройки Тимуридов. Увидеть мавзолей Хумаюна можно на экскурсии Золотой треугольник . Здесь фото Дели


Минарет Кутуб-Минар

Это самый высокий в мире кирпичный минарет высотой почти 73 м. Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 г., но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш, достроил ещё три яруса, а в 1368 г. Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля. Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. Диаметр основания около 15 м, диаметр верхней части башни 3 м. В к омплексе есть и другие сооружения. Большую загадку представляет собой железная колонна высотой 7 м и весом в 6 тонн. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, которая правила в Северной Индии в период 320—540 гг. Колонна принесена из разрушенного мусульманами индуистского храма. На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375—413 гг). За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине этого ведутся споры. Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. Увидеть Кутуб-Минар можно на экскурсии Золотой треугольник . Здесь фото Дели


Красный форт


Крепость построена в 1639-48 гг и относится к эпохе Великих Моголов. Была заложена Шах-Джаханом, который перенёс сюда, в Шахджаханабад, столицу государства из Агры.«Если и есть рай на свете, то он здесь, он — здесь» — говорится в надписи арки зала Кала-а-Мубрака. В этих словах персидского поэта Амира Хосрова выражен замысел архитекторов Шах-Джехана — построить цитадель по образу и подобию рая, описанного в Коране, и не без сходства с Исфаханом в Иране. Исфахан за свою великолепную исламскую архитектуру получил в Иране прозвище «Несф-е джехан» — «Половина мира». С северо-запада Лал-Кила примыкает к более старой крепости Салимгарх. Периметр кирпично-красной стены, которая дала название крепости, составляет 2500 м. Высота колеблется от 16 м со стороны реки Ямуна до 33 м со стороны города. В марте 1783 г. крепостью овладели сикхи, в 1857 г. — сипаи. В День индийской независимости в стенах форта премьер-министр Индии зачитывает ежегодное обращение к нации. В Красном форте времен Шаха-Джахана размещалось 3 тыс. человек придворных. Сооружение было первой цитаделью эпохи Моголов, задуманной в форме неправильного восьмиугольника, что стало позднее особенностью архитектурного стиля времен этой династии. Строительным материалом были кирпичи, облицованные керамикой или красным мрамором. В его архитектуре гармонично сочетаются персидские, тимуридские и индуистские элементы. Стиль сооружения, для которого характерны сложные геометрические композиции, также был назван по имени императора — шахджехани. Увидеть Красный форт в Дели можно на экскурсии Золотой треугольник .

Объекты ЮНЕСКО в штате Тамилнад

Храмы Махабалипурам

Город Махабалипурам находится на Коромандельском берегу в 60 км к югу от Ченнаи. Возник в VII в. как главный порт царства Паллава под названием Мамаллапурам. С эпохи Паллавов (VII—IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами. С XVIII в. в литературе появлялись сообщения о том, что значительная часть древнего Мамаллапурама ныне находится под водой. Во время цунами 2004 г. отходящая волна открыла двухметровые каменные фигуры и прочие развалины неизвестного ранее храмового комплекса эпохи Паллавов.


Храмы Чо́ла

Чола - индуистские храмы, воздвигнутые в период правления династии Чола. К этим храмам относятся: храм Брихадишвары в Танджавуре XI в. (внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 г.), храм Гангайкондачолишварам XI в. и храм Айраватешвары в Дарасурам X в. (в списке ЮНЕСКО с 2004 г.).

Объекты ЮНЕСКО в штате Орисса

Храм солнца в Конараке


Этот храм известен также как "Чёрная Пагода" - памятник XIII в. Был построен во время правления царя Нарасимхи I на берегу Бенгальского залива. Ансамбль храма состоит из трёх частей — танцевального павильона, где храмовые танцовщицы некогда исполняли ритуальные танцы, зала для молящихся — джагамохана и святилища — деула (разрушено). Перед храмом находятся каменные фигуры — семь коней и колесница с двенадцатью колёсами. В храме находится множество изображений и скульптурных фигур, в основном — на любовную и эротическую тематику. Многие конструкции храма частично разрушены либо законсервированы. В списке ЮНЕСКО с 1984 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Ассам

Заповедник Манас


Территория заповедника примыкает к бутанской границе и к реке Манас. С бутанской стороны заповедная зона продолжается, там находится Королевский национальный парк Манас Бутана. Место обитания редкого вида золотого лангура и значительной популяции тигров. Заболоченные территории жизненно важны для выживания быстро исчезающих щетинистого зайца и карликовой свиньи. Также в заповеднике можно увидеть индийский носорога, дикого буйвола, слона, гаура (индийский бизон), болотного оленя, индийского и дымчатого леопардов. Парк — восточная зона обитания читала и место обитания оленя замбара, также имеет богатую и разнообразную популяцию птиц. Главная его достопримечательность — большая птица-носорог.


Национальный парк Казиранга


В 2005 году парк отметил 100-летний юбилей. В основании парка важную роль сыграла баронесса Мэри Керзон, супруга вице-короля Индии лорда Джорджа Керзона. Площадь территории 688 км². В парке находятся прекрасные тропические леса, реки, великолепные луга. Всемирную известность парку принесло то, что здесь находится величайшая (2/3 мировой численности) в мире популяция однорогого носорога. Также в парке можно увидеть тигров, слонов, губачей, бенгальских кошек, кошек-рыболовов, гауров, барасингов и многих других диких животных. Всего в парке насчитывается более 30 видов млекопитающих, 15 из которых находятся в мире под угрозой вымирания. В Казиранге насчитывается более 40 видов черепах, ящериц и змей. В парке есть заповедники птиц и тигров. В списке ЮНЕСКО с 1985 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Мадхья-Прадеш

Храмы Кхаджурахо


Их чаще называют "храмы любви" из-за огромного количества эротических сцен, созданных из камня на стенах и колоннах. Сохранилось около 25 храмов на площади 21 км², крупнейший из которых Кандарья-Махадева. Крупный комплекс храмов в североиндийском стиле нагара (основные три элементы стиля: квадратное святилище санктум, один или два ряда трансептов и увенчаны криволинейным конусом сикхарой). Северный стиль храмовой архитектуры и скульптуры достигает здесь своего пика. Все строения были возведены в 9-12 вв. Появление храмов в Кхаджурахо связано с возрождением индуизма в этот период истории Индии.

Буддийские памятники Санчи


Санчи - деревня в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились выдающиеся памятники раннебуддийской архитектуры — храмы, ступы и монастыри. Главной достопримечательностью Санчи является первая в истории ступа. Она была возведена по приказу императора Ашоки в III в. до н. э. На рельефах изображены не только индийцы, но и люди в греческих одеждах. Задуманная в качестве наглядного символа Колеса дхармы, ступа в Санчи послужила прообразом всех последующих ступ. Расположенная поблизости сорокатонная колонна Ашоки была привезена сюда из Чунара. В начале правления династии Шунга (II в. до н. э.) Великая ступа подверглась сносу, однако вскоре была отстроена и расширена вдвое против первоначального размера. На исходе II в. до н. э. индо-греческий посол Гелиодор возвёл знаменитую колонну в пяти милях от ступы. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой. Санчи продолжал оставаться крупным центром буддийского искусства до XII в., когда в центральной Индии утвердился ислам, а буддийские святыни стали приходить в упадок. Среди построек I-го тыс. н. э. особенной славой пользуется Храм № 17, датируемый V в. н. э., — один из самых ранних буддийских храмов Индии. Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 г. В списке ЮНЕСКО с 1989 г.


Скальные укрытия в Бхимбетка


Объект находится у подножья гор Виндхья в южной части Центрального Индийского плато. В массивных известняковых скалах, возвышающихся над довольно густым лесом, располагаются пять групп естественных скальных укрытий. Там имеются росписи, представляющие период от мезолита до конца доисторического времени. Культурные традиции жителей 21 деревни, которые расположены вблизи этого объекта, имеют большое сходство с сюжетами, представленными на скальных изображениях. Самим изображениям более 10 тыс. лет., что делает Бхимбетку самой древней художественной галереей.

Объекты ЮНЕСКО в штате Бихар

Храм Махабодхи

Знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая, расположенный в том месте, где Сидхартха Гаутама достиг Просветления и стал Буддой. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи в Шри Ланка, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл Просветление Будда. В соответствии с буддийской традицией, около 500 до н. э. принц Гаутама Сиддхартха, странствующий как монах, достиг берегов реки Фалгу около города Гая. Там он расположился для медитации под деревом Бодхи (Фикус религиозный). После трёх дней и трёх ночей медитации он добился просветления, и нашёл ответы на все вопросы, которые у него были. После этого он провёл семь недель в медитациях, закрепляя свой опыт просветления. Далее он направился в Сарнатх, где стал обучать буддизму. Считается, что через 250 лет после Просветления Будды царь Ашока посетил Бодх-Гая. Его считают основателем храма Махабодхи. Некоторые историки считают, что храм был построен или перестроен во времена Кушанского царства в I в. Когда буддизм в Индии пришёл в упадок, храм был покинут и забыт, погребённый под толстым слоем почвы и песка. Храм был восстановлен англичанами. Сэр Александр Куннингэм в XIX в. осуществил реконструкцию храма в рамках Британского Археологического Общества. С 1883 г. Александр Куннингэм, Дж. Д. Беглар и д-р Раджендралал Миитра провели тщательные раскопки. В результате храм был восстановлен в прежнем виде. В списке ЮНЕСКО с 2002 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Гуджарат

Археологический парк Чампанер-Павагадх

На территории парка расположен целый заброшенный мусульманский город, не изменившийся с домогольского времени. Это единственный подобный объект, сохранившийся до наших дней. В парке более 100 уникальных исторических памятников. Парк расположен на 800-метровом холме Павагадх и у его подножия. Он включает доисторические (халколитические) памятники, укрепления и жилые постройки, культовые здания и дворцы периода VIII—XIV в.; редкие объекты индуистской архитектуры XVI в., такие как замки, религиозные, военные и сельскохозяйственные сооружения в древней столице штата, построенные султаном Гуджарата Мехмудом Бегда. На территории парка происходит смешение индуистской и мусульманской архитектур, что особенно заметно в мечети Джами-масджид, самой значимой из пяти мечетей, расположенных в парке, и ставшей примером для последующих религиозных сооружений в стране. Парк также является местом паломничества. Особенным вниманием паломников пользуется дворец Каликамата, расположенный на вершине холма Павагадх. Султан Гуджарата Мехмуд Бегда захватил форт 21 ноября 1484 г. после 20-месячной осады. 23 года велось строительство города Чампанер, после чего город был переименован в Мухаммадабад и в него из Ахмедабада была перенесена столица Гуджарата. В 1535 г. столица была захвачена и заброшена. В списке ЮНЕСКО с 2004 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Западная Бенгалия

Национальный парк Сундарбан


Национальный биосферный и тигровый заповедник в индийской части региона Сундарбан — внешней части общей дельты рек Ганги, Брахмапутры и Мегхны. Общая площадь региона составляет около 1 млн га. Более половины угодий приходится на территорию Индии, а остальные располагаются в Бангладеш. Сундарбан покрыт густыми мангровыми лесами, которые считаются самыми обширными мангровыми зарослями в мире. Сундарбан является естественной средой обитания бенгальского тигра и других редких и исчезающих видов животных. В парке также обитает множество видов птиц, пресмыкающихся и беспозвоночных, включая морского крокодила. Во времена британского колониального правления в 1911 г., регион Сундарбан был описан как непроходимые и неизведанные джунгли, простиравшиеся на 266 км от устья реки Хугли до устья реки Мегхна и имевшие общую площадь в 17 тыс. км. Национальный парк Сундарбан был основан в 1973 г. как тигровый заповедник с целью сохранения популяции бенгальских тигров. В 1977 г. получил статус природного заповедника, а 4 мая 1984 г. — национального парка. Статус биосферного заповедника парку был присвоен в 1989 г. В списке ЮНЕСКО с 1987 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Уттаракханд

Национальный парк Нанда-Деви


Национальный парк в Индии в районе одноимённой горы (Западные Гималаи), в честь которой и получил своё название. Парк был создан в 1982 г. на площади 630 км². На территории парка нет постоянного населения. В биосферном заповеднике сохранились в диком виде такие редкие виды, как голубые бараны, снежный барс, чёрный медведь, некоторые птицы-нектарницы. На альпийских лугах есть эндемичные виды растений. Другая часть национального парка — ледники, расположенные на высоте выше 6000 м. Весь парк, за исключением нескольких долин и ущелий, находится на высоте свыше 3500 м. Одна из достопримечательностей парка — Озеро Скелетов. В списке ЮНЕСКО с 1988 г.


Долина Цветов


Национальный парк в Индии, расположенный в Западных Гималаях высоко в горах, известный своими лугами с цветами необычайной красоты. Является местом обитания редких животных, включая гималайского медведя, снежного леопарда, бурого медведя и голубых баранов. Флора парка представлена берёзами и рододендронами, произрастающими в альпийских лесах, а также орхидеями, маками, примулами, календулой, маргаритками, анемонами и др. В списке ЮНЕСКО с 2005 г.


Горные железные дороги

Дарджилинг-Гималайская железная дорога была признана объектом Всемирного наследия в 1999 г. Горная железная дорога Нилгири была добавлена в список ЮНЕСКО в 2005 г. Железная дорога Калка-Шимла добавлена в список в 2008 г. Эти дороги были признаны с формулировкой «выдающийся пример смелого, хитроумного технического решения проблемы создания эффективного железнодорожного сообщения в пересеченной, гористой местности».

Страна Индия
Советы туристам в Гоа

Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается
только с прямой ссылкой на .
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или в России: +7 921 6363-986

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

культура древний индия

Многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой, как для учёных, так и для широких масс людей во всем мире. Культурное наследие, оставленное нам Древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства.

Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность.

Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней. Влияние буддийской религии, литературы, философии и искусства прослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийская медицина и математика славились во всем мире, а замечательные достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены по достоинству.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему исследования: «Культурное наследие Древней Индии».

Целью данной работы является изучение культурного наследия Древней Индии.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить - религию и философию Древней Индии

Рассмотреть- художественную культуру Древней Индии

Религия и философия Древней Индии

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии). Корни этой религии уходят в глубокую древность История Древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., «Высшая Школа» 2003.-704с. .

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников.

Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры.Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как «чань» и «дзен». Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии. К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны.

Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну («малая повозка») и Махаяну («большая повозка») было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны. В Древней Индии очень высокого развития достигла философия.

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль Радугин А. А. “Введение в религиоведение”. М, 2004.-215с. . Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем или школ и деление их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа Санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей относительности или «всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики.

Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

Художественная к ультура Древней Индии

Из того, что уже было сказано, ясно, что центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них -- веды -- не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Так уже в поздневедийской литературе появились зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающих с современными не только по своим целям, но и по методам.

Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение. Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы -- Типитаки школы тхеравады. Сочинения других школ буддизма -- «великой колесницы» -- сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в китайском, японском, тибетском переводах История мировой культуры. Под редакцией Г.В. Драча, Ростов-на-Дону,«Феникс», 2000.-65с. .

Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров. Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную как для придворного, так и для городского театра. Огромной популярностью пользовался сборник басен «Панчатантра». Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построения литературного произведения оказали в средние века влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборников дидактических афоризмов, нередко в стихотворной форме составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло и в трактат о политике -- Артхашастру. Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и потому все соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей -- потенциальными союзниками «государя, стремящегося к завоеваниям».

Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, неособенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала». Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танны и пение; имеются персонажи самые различные -- от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины -- на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы «Мегхадута» («Облако-вестник»).

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки -- многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является «Курал»--сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару -- ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства-- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла (производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д.). Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах -- например в храме Аджанты (штат Хайдерабад), состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э.

Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).

Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II -- I вв. до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Наиболее распространенным типом архитектурного сооружения до начала нашей эры были ступы, созданные по образцу индоевропейских курганов. Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: ,2001.-204с.

Ступы - это буддийские сакральные постройки, предназначенные для хранения священных реликвий, а позже интерпретированные как символическое воплощение космоса. Древнейшая ступа эпохи раннего буддизма находится в Санчи (III в. до н.э.).

Также в предшествовавшую нашей эре эпоху в монолитных скалах вырубали культовые пещеры (Западные Гаты). В первую очередь возникли буддийские пещерные храмы с великолепными колонными залами. Своды с искусно и тонко обработанными каменными балками наводят на мысль, что в те времена была развита и деревянная архитектура. Индусы и джайны также создали грандиозные культовые пещеры. В апсидах чайтъя (молельня) и вихара (зал для собраний) находились, как правило, монолитные ступы или статуи Будды. На стенах индусских храмов сохранились скульптурные изображения богов. С точки зрения истории искусств наиболее интересны храмы на Элефанте, в Эллоре и Аджанте.Переход от пещерного храма к отдельно стоящему сооружению можно наблюдать на примере Махабали-пурама. Здешние уникальные творения VI в. еще созданы из единого монолита и по красоте и размерам уступают только храму Кайлаш в Эллоре.

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати).

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати. Именно на их основе развивалось средневековое искусство не только самой Индии, но, в известной мере, и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма «великой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.

Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке. Несмотря на отсутствие политического единства, различие языков и верований народов Индии, эта страна в течение средних веков и нового времени сохраняла сложившееся в древности единство культуры. Господствующая в Индии религия -- индуизм -- освящала традиционность повседневного уклада жизни.

Заключение

Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.

Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре -- это и религиозно-философские системы (буддизм и др.), и древнеиндийская литература, которая воздействовала на восточные и европейские страны.

Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру.

В конце XX в. на Западе пользуются большой популярностью религиозно-философские концепции Индии: рационализированные методы йоги, приемы и идеи индийского мистицизма. Не говоря уже о том, что Упанишады, как все подлинно великие творения человеческой культуры, вызывают ответные раздумья и переживания у людей, отделенных от них сотнями и тысячами лет, проживают жизнь в мыслях, поступках, творениях своих читателей, в том числе и наших современников.

Список использованной литературы

1.Андреев А.Р. Культурология. - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.- 84с.

2.История Древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., «Высшая Школа» 2003.-704с.

3.История мировой культуры. Под редакцией Г.В. Драча, Ростов-на-Дону,»Феникс», 2000.-65с.

4.Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.23-24.

5.Культурология: Учебное пособие. / Под ред. А.А. Радугина. - М., 2001.-348с.

6.Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: ,2001.-204с.

7.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро»,2005.-344 с.

8.Радугин А. А. «Введение в религиоведение». М, 2004.-215с.

9.Смирнова В. В. «История Мировой культуры». М, 2004.-432с.

10.Хрестоматия по культурологии. -М.: «Гардарики»,2006.-368с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика религиозно-философских учений Древней Индии: Джайнизма, Буддизма, Веды. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества. Описания особенностей памятников культуры Хараппской цивилизации, Ведийской эпохи, Монгольской империи.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2012

    Характеристика культурно-религиозного развития Древней Индии. Особенности религии: индуизма и буддизма. Философские направления, литературные памятники, архитектура, скульптура и живопись Древней Индии. Научные открытия в сфере точных наук и в медицине.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Специфика становления древней культуры Индии. Роль развития концепции перевоплощения в главенстве проблемы жизни и смерти в древнеиндийской культуре. Великий древний эпос с "Махабхарата" и "Рамаяна". Индуизм и его культурное влияние. Особенности буддизма.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Религиозная литература, ее место в изучении древнеиндийской культуры. История строительства из кирпича и камня в Древней Индии, достижения в данной области. Этапы эволюции скульптуры и живописи. Оценка вклада представителей данных направлений в культуру.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Изучение религиозно-философских направлений древней Индии. Выявление существенных особенностей ведизма, индуизма, буддизма, философии, джайнизма и йоги. Варны, касты, их взаимоотношения внутри данной системы. Искусство как отражение социального уклада.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Индоарийский период в развитии древнеиндийской культуры. Анализ особенностей Хараппской культуры. Социальная структура общества и религиозные системы Древней Индии. Отличие буддизма от ведийской религии. Памятники архитектуры и изобразительного искусства.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Индия - единственный субконтинент мира. Представление о культуре Индии как о совершенно безмятежной и умиротворённой, потому как индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Языки и письменность древних индийцев.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2009

    Основные религии Древней Индии: индуизм, буддизм. Терпимость индуизма к разнообразию религиозных форм. Основные божества Индии. Кастовое строение общества. Традиционная женская и мужская одежда. Архитектура и музыка. Сакральное значение индийского танца.

    презентация , добавлен 23.01.2014

    Ознакомление с материальной, художественной и духовной культурой Древней Индии. Рассмотрение литературных произведений, художественного и архитектурного творчества. Изучение основных религиозных течений - брахманизма, джайнизма, индуизма и буддизма.

    реферат , добавлен 10.08.2014

    Философские направления в Древней Индии. Локаята. Джайнистская школа. Литературные памятники. Законы Ману. Веды. Упанишады. Религиозный культ в Древней Индии. Индуизм. Буддизм. Точные науки. Архитектура и живопись.

Статьи по теме