Крушение сухогруза: в Керченском проливе спасают экипаж корабля «Герои Арсенала. Стала известна причина крушения сухогруза "герои арсенала" Герои арсенала корабль

Эксперты назвали возможные причины крушения сухогруза "Герои Арсенала" в Черном море. Пока спасен только один моряк, судьба остальных 11 неизвестна, работы осложняет шторм, сообщает республиканское МЧС.


Трагическая легенда "Титаника"

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан первого ранга запаса Константин Сивков в эфире радио Sputnik выразил мнение, что причин крушения сухогруза может быть несколько.

"Одна из причин может быть техническая, связанная с состоянием корпуса. При длинной волне корпус может работать на излом, что приводит к разлому корабля. Есть еще вариант: при неграмотном маневрировании на большой волне, если корабль идет лагом к волне, то есть бортом, то он может перевернуться. Но при волнении в четыре балла это неактуально. Корабли такого класса, как правило, имеют мореходность минимум пять баллов"

По данным спасателей судно направлялось из Ростовской области в Турцию с грузом зерна. Сухогруз, принадлежащий турецкой компании, в условиях сильного шторма развалился на две части и затонул. Крымским спасателям помогают краснодарские. Поисками судна занимаются 127 спасателей и 8 плавсредств. К месту крушения прибыло специализированное спасательное судно "Спасатель Демидов". Спланирована работа авиации ЮРЦ МЧС России. Применение авиации будет осуществляться по погодным условиям.

В спасательной операции задействовали вертолет Ка-32 Минобороны РФ. По данным властей Крыма, больницы готовы принять пострадавших. Бригады "скорой помощи" уже дежурят на берегу.

Спасатели видят людей в спасательных жилетах, к сожалению, они не могут поднять их на борт спасательной шлюпки. Их сильной волной относят от корабля. В акватории обнаружена спасательная шлюпка, в которой моряки скорее всего эвакуировались с судна. Она перевернута. Людей вокруг нет. На борт прибывшего к месту крушения танкера был поднят украинский моряк по фамилии Черненко, 1982 года рождения.

Следственный комитет возбудил по факту крушения сухогруза уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Также проверку соблюдения трудового законодательства в связи с крушением судна проведет и Роструд.

До 2013 года судно эксплуатировалось коммерческой компанией "Укрречфлот", затем было продано турецкой компании US Deepblue Shipping. С февраля 2015 года ходило под флагом Панамы и названием "Geroi Arsenala".

Судно "Герои Арсенала" — сухогрузный теплоход типа "Волго-Балт" проекта 2-95A/R. Он был построен в 1980 году на Словенском судостроительном заводе. В течение восьми лет после постройки судно базировалось в Калининграде, было приписано к Северо-Западному речному пароходству Минречфлота РСФСР.

В 1988 году было переведено в Херсон и передано межотраслевому государственному объединению "Укрречфлот". Тогда судно получило название "Герои Арсенала", в честь рабочих киевского завода "Арсенал", устроивших восстание против украинской Центральной рады в январе 1917 года.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что сигнал бедствия от сухогруза "Герои Арсенала" . В этот момент судно находилось в 27 километрах от побережья Крыма.

На борту сухогруза находилось 12 человек. Это девять украинцев, два россиянина (в том числе капитан) и гражданина Грузии. С целью уточнения обстановки к месту крушения был направлен буксир, в связи с неблагоприятными погодными условиями — волнением моря (волной до трех метров) и порывами юго-западного ветра до 15 метров в секунду — применение судов в районе предварительного крушения не представляется возможным.

В среду, 19 апреля 2017 г., около 3 часов утра, в Черном море, к югу от Керченского пролива, приблизительно в 27 км от Крыма затонул теплоход «Герои Арсенала». По имеющимся данным спасти удалось 1 члена экипажа. Остальные, 11 членов экипажа, вероятно погибли.

Погодные условия.

Погодные условия в районе гибели судна. Ветер юго-западный, до 20 м/сек, порывами до 25 м/сек. При таком направлении и скорости ветра, средняя высота волн около 7 метров. Однако может достигать и 10 метров. Данные погодные условия классифицируются как шторм силой 9 баллов по шкале Бофорта.

Описание судна.

Теплоход «Герои Арсенала» был построен на судостроительном заводе в Комарно, в Словакии, в 1980 г и с постройки назывался «Волго-Балт 224».

Суда типа «Волго-Балт» относятся к судам «Река-море». Это однопалубное, четырех-трюмное, двухвинтовое судно. Два двигателя, мощностью по 515 кв каждый. Длина судна 114 метров. Ширина 13 метров. Высота борта 5.5 метров. Осадка 3.86 метра. Грузоподъемность 3500 тон. Скорость судна 10 узлов. Что касается скорости, то 10 узлов судно могло развивать с новыми двигателями. В возрасте 36 лет, с «убитыми» двигателями, максимум, что можно ожидать это около 7,5 узлов.

Судно было спроектировано в начале 60-х годов прошлого столетия. Первый «Волго-Балт» было построено в 1967 году. Ровно 50 лет назад. Судно проектировалось с учетом предполагаемой эксплуатации во время летней навигации на внутренних водных путях Европейской части СССР. С выходом в моря: Белое, Балтийское и Азовское. Причем со следующими, очень существенными ограничениями, как по удалению от ближайшего порта убежища, так и по погодным условиям. Для справки: «порт убежище» – это любой порт, в который судно может зайти в случае непогоды. Балтийское море: Финский и Рижский заливы, 20-мильная прибрежная зона вдоль южного и восточного побережья до порта Калининград. Белое море: Онежская, Двинская и Кандалакшская губы, и 20-мильная прибрежная зона до устья р. Мезень. Плавание допускалось при силе ветра 5 баллов , что соответствует скорости ветра 8 – 10,7 м/секунду , при высоте волны до 2,5 м . Максимальное удаление от ближайшего порта убежищ до 50 миль. Суда типа «Волго-Балт» имели класс Регистра – «М-СП», который разрешал эксплуатацию судна при вышеприведенных условиях. Со временем, район эксплуатации судов типа «Волго-Балт» расширялся, и к концу 80-х, суда уже ходили: в Балтийском море во все порты с выходом пролив Каттегат до линии мыс Скаген – порт Гетеборг; через Кильский канал выходили в Северное море до портов Гамбург и Бремен. В Черном море – через Босфор и Дарданеллы выходили в Эгейское море и заходили в порты Греции и Турции. Во времена СССР, можно сказать, что в общем, условия эксплуатации соблюдались. Капитанам, нарушавшим правила эксплуатации, грозили суровые наказания. А в случае гибели судна – реальный тюремный срок. Да в общем-то и смысла не было рисковать. На судах радисты регулярно принимали прогнозы погоды, и капитан принимал решение идти или отстаиваться в ожидании улучшения погоды. В зимнее время надо сказать отстаивались по долгу, иногда и неделями. С точки зрения нынешних понятий неприемлемо, зато для моряков было сравнительно безопасно!

Прочитаем внимательно, еще раз, условия, при которых разрешалась эксплуатация новых судов данного класса Регистра, и сравним с погодными условиями в районе гибели судна, 19 апреля 2017 г. Вывод очевиден: судно оказалось в условиях, при которых невозможна его безопасная эксплуатация.

Техническое состояние судна на момент гибели

Как уже упоминалось, судно эксплуатировалось с 1980 г, то есть 36 лет. Много это или мало? Отвечаю с полным пониманием: «Очень, критично, не допустимо, много!» . Суда такого типа были спроектированы, как уже упоминалось выше, в основном, для эксплуатации в летнюю навигацию на внутренних водных путях. Для краткости будем употреблять аббревиатуру – ВВП. Навигация на ВВП в европейской части СССР-России осуществляется, в основном с апреля/мая по ноябрь/декабрь, в зависимости от региона. Размеры судна обусловлены габаритами шлюзов на ВВП, особенно на Беломорско-Балтийском канале. Поэтому длина судна 114 м, а ширина 13 м. Проектная, продольная прочность корпуса судна, обеспечивает безопасную эксплуатацию при изложенных выше условиях. Набор корпуса судна сварен из стального профиля толщиной около 6 – 8 миллиметров. Корпус судна сварен из стальных листов толщиной 10 – 12 мм. Для проектных условий этого было вполне достаточно. Разумный срок эксплуатации судов «река-море» около 25 лет, при условии качественных, плановых ремонтов судна, с соблюдением правил технической эксплуатации. За время эксплуатации продольная прочность у судов типа «река-море» существенно снижается. Это происходит в следствии следующих причин: усталость металла, разрушение корпуса и набора под воздействием коррозии, не соблюдение правил погрузки судна. Так как суда в основном предназначались для эксплуатации на ВВП, то балластные танки не окрашивались. Соответственно, под действием коррозии набор и корпус сильно повреждался. Менять набор дело весьма дорогостоящее, поэтому начиная с начала 90-х, в основном ограничивались мелкими корпусными ремонтами. Местами набор сгнивал полностью, оставалась одна окалина. А уж дырок и трещин в наборе, и в корпусе было полным-полно. Боцман с матросами ставили цементные ящики десятками! На одном судне, в 1987 году, у нас было 40 трещин в корпусе! Когда судно было в грузу, то балластные насосы работали регулярно, откачивая поступающую через трещины забортную воду.

После распада СССР, флот приватизировали и началась его эксплуатация без соблюдения каких-либо ограничения. «Волго-Балты» можно было встретить и в Ла-Манше, и в Бискайском заливе и в Гибралтаре, и в Средиземном море, и на Каспии! Необходимо также отметить, что для получения большей прибыли, грузоподъемность почти всех судов данного типа была увеличена и, следовательно, нагрузка на корпус возросла больше проектной. Однако контроля со стороны государственных надзорных органов практически не осуществлялось. Все действовали по принципу «Одобрям-с!», а теми, кто был против, сами знаете, как поступали. Очевидно, что при такой эксплуатации судна, к 36-ти годам, состояние корпуса стало весьма ветхим, следовательно, прочность корпуса существенно ниже проектной. Возможно, что сказанное выше, не позволяет представить полную картину состояния судна. Выразим коротко. Состояние судна было весьма ветхим, можно сказать печальным.

Принимая во внимание состояние судна и погодные условия, можно сделать вывод, что у судна было очень мало шансов выдержать шторм такой силы. Судно было спроектировано для безопасной эксплуатации при максимальном волнении до 2,5 метров. Реальная высота волн была около 5-7 метров, а временами и более. Изношенный и ослабленный корпус мог не выдержать изгибающих моментов и переломиться.

Пока нет достоверных данных о том, что корпус переломился, нельзя исключать вероятность опрокидывания судна от потери остойчивости, вызванной смещением груза зерна. Если не были соблюдены правила безопасной перевозки зерна, и в трюмах были значительные, не заполненные объемы, то в условиях качки зерно могло сместиться, судно потеряло остойчивость и опрокинулось.

Вообще, необходимо отметить, что для «Волго-Балта», в открытом море, шторм, силой 9 баллов это не просто много, это чрезвычайно много! Это, как столкновение 36-ти летних Жигулей с новым Кразом! Ну или примерно так.

Судовладельцы

Согласно официальным данным судовладельцами судна является компания, зарегистрированная в Турции: US DEEPBLUE SHIPPING INC.

Техническую эксплуатацию и управление в соответствии с требованиями Международного кодекса о безопасной эксплуатации судов (ISM), осуществляла также компания, зарегистрированная в Турции: GUNES DENIZCILIK NAKLIYAT. У компании официально 5 судов. За последние 3 года суда проверялись около 30 раз. Задержаний судов не было.

Судно было зарегистрировано в Панаме и несло соответственно Панамский флаг. Классификационное общество осуществляющее надзор – Dromon Bureu of Shipping.

Последний раз судно подтверждало класс в августе 2015 г. Все судовые документы имели действующие сроки. Международное свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции действительно до 10.04.2020. Так что формально все соответствовало требованиям.

Анализ ситуации

Судно совершало регулярные заходы в Российские порты и регулярно, приблизительно, раз в 6 месяцев, подвергалось обязательным проверкам, в соответствии с требованиями Парижского меморандума и Средиземноморского меморандума. Последний раз судно проверялось в порту Темрюк 11.01.2017. Проверяющим было выписано 6 замечаний. Для судна, возрастом 36 лет, замечания, можно сказать несущественные. Перечислим их все:

  1. Записи в журнале операций с нефтесодержащими водами не соответствуют требованиям.
  2. Снабжение спасательных шлюпок не соответствует требованиям.
  3. Не ведется журнал определения поправок компасов.
  4. Не соблюдается температурный режим хранения продуктов.
  5. Отсутствуют записи еженедельных проверок кают, места отдыха команды, провизии и питьевой воды.
  6. Защитные устройства движущихся частей механизмов не соответствуют требованиям.

Скажем прямо, очень несущественные замечания. На основании этих замечаний создается впечатление, что судно находилось в удовлетворительном состоянии. Однако не все так просто. Идем дальше по списку проверок. С 2014 года судно проверялось 10 раз. Из них 7 раз в Российских портах: Темрюк, Ейск, Таганрог, Азов и Ростов-на-Дону. Так вот во всех рапортах о проверках в наших портах отсутствуют какие-либо замечания, отражающие техническое состояние судна. И только в рапорте о проверке в Стамбуле по Средиземноморскому меморандуму от 12.08.2016 г имеется замечание о повреждениях в районе грузовых судов, которое влияет на конструктивную прочность судна.

Какой вывод можно сделать? Вывод простой. Проверки носят формальный характер. Делается это в угоду коммерческой выгоде и в ущерб безопасности экипажа, а также создает угрозу загрязнения моря дизельным топливом, смазочными маслами и другим мусором, которого на старых судах полно.

В результате гибели судна, дизельное топливо и все остальное попало в море вблизи Анапы и Крыма.

Формально судно не имеет никакого отношения к России, за исключением того, что несколько членов экипажа являлись гражданами России. Однако, последний порт захода был в России и судно находилось вблизи берегов России. Имелась возможность не выходить в Черное море и переждать шторм в Азовском море. Но почему-то этого не сделали. Возможно, что этому препятствовали таможенные или пограничные формальности.

Заключение

Гибель очередного судна типа «река-море» в Черном море должна обратить внимание органов государственного контроля за состоянием судов, заходящих в порты России. Черное море, можно сказать, стало буквально кладбищем судов «река-море». Почти весь флот судов российских судовладельцев находится в Черноморском регионе и Каспийском море. Состояние судов ужасное, суда зарегистрированы под всякими экзотическими флагами. Это позволяет их владельцам сократить эксплуатационные расходы. Однако тем самым они создают угрозу жизни экипажам судов и угрозу загрязнения окружающей среды.

В настоящее время средний возраст судов «река-море» перевалил за 30 лет и превысил нормативные и разумные сроки эксплуатации. Можно сказать, что, за исключением нескольких десятков сравнительно судов «река-море», все остальные, несколько сотен, находятся в аварийном состоянии и представляют потенциальную опасность для людей и окружающей среды. Необходимо как можно интенсивнее вести строительство новых судов, выводить из эксплуатации наиболее «убитые» суда и усилить контроль за техническим состоянием и правилами эксплуатации всего флота судов «река-море».

Украинское судно «Герои Арсенала» затонуло в ночь на среду у берегов Крыма. К настоящему времени подтверждено спасение одного моряка. Кроме того, сообщалось о как минимум троих погибших. Судьба остальных членов экипажа неизвестна, спасательные работы продолжаются. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения и возможной гибели двух и более человек.

Хроника трагедии

Груженный зерном сухогруз «Герои Арсенала», перевозивший зерно из города Азова Ростовской области в Турцию, пропал с экранов радаров в 04.00 мск. За шесть минут до этого судно, на борту которого находилось 12 человек экипажа, в том числе одна женщина, подало сигнал SOS, принятый МЧС Крыма.

Помощь опоздала: судно затонуло в 27 километрах от побережья Крыма в районе Керченского пролива.

Кто был на борту затонувшего судна

Экипаж «Героев Арсенала» состоит из 12 человек, из которых девять - граждане Украины, два гражданина РФ и один моряк из Грузии. Список моряков судна «Герои Арсенала»: граждане Украины - Бицюра, Ганчевский, Глазко, Гончаренко, Меснянкин, Пантюхов, Синюк, Свечкарь, Черненко (спасен); гражданин Грузии Каджая; граждане РФ - Ведерников и Патеев.

Какая погода была в районе крушения

Сейчас можно с высокой долей уверенности говорить, что одной из возможных причин трагедии стал шторм, бушевавший в районе крымского побережья. В момент крушения сухогруз стоял на рейде в районе Керченского пролива, где вечером 18 апреля было объявлено штормовое предупреждение. Скорость ветра ночью достигала 25 м/с.

Как спасали моряков

Как сообщили в республиканском МЧС, спасением моряков занимались специалисты Южного регионального поисково-спасательного отряда, в том числе шесть водолазов, был также задействован подводный аппарат «Фалькон». Также в поисках пропавших моряков участвовали 139 специалистов Новороссийского и Темрюкского пожарно-спасательного гарнизона, была задействована спецтехника.

Кого удалось спасти

В 05.34 утра на борт одного из судов, выдвинувшихся в район трагедии, был поднят первый и, похоже, пока единственный спасенный моряк - 35-летний украинец по фамилии Черненко, работавший на судне мотористом.

Информацию о еще четырех спасенных моряках, появившуюся в некоторых СМИ, в МЧС не подтвердили. Из неофициальных источников известно, что спасатели якобы обнаружили еще четырех человек в спасательных жилетах, но не смогли до них добраться из-за шторма.

О судьбе остальных моряков пока неизвестно. При этом надо учитывать, что в районе крушения продолжается шторм, порывы ветра достигают до 20 м/c., навигация временно прекращена, а температура воды в Керченском проливе не превышает 8°C.

Как сообщили в Морской дирекции, отвечающей за паромное сообщение в Керченском проливе, по прогнозу шторм продолжится два дня.

Уголовное дело

По факту крушения Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по третьей части статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Отметим, официально гибель людей в этом крушении пока не подвержена, операция, которая продолжается в Керченском проливе, считается спасательной.

Возможные причины крушения

Помимо шторма, бушевавшего в районе Керченского пролива, опасным фактором, по мнению экспертов, оказался сам груз, поскольку зерно при неправильной загрузке во время сильного может пересыпаться с борта на борт, создавая разбалансировку и провоцируя разлом или переворачивание судна.

Также многие пользователи Интернета отмечают, что сухогруз был достаточно старый, ему было 37 лет. При этом для старых советских судов это далеко не предельный возраст, они отличаются достаточной надежностью. При этом неизвестно, насколько профессионален был экипаж, и достаточное ли количество денег владелец вкладывал в ремонт судна и в поддержание его в рабочем состоянии.

Что известно о судне

Сухогруз «Герои Арсенала» принадлежит турецкой фирме Gunes Shipping & Trading, судно плавало под панамским флагом.

Это сухогрузный теплоход типа «Волго-Балт», проект 2-95A/R. Судно было построено в 1980 году на Словенском судостроительном заводе. Первое время корабль был приписан к Северо-Западному речному пароходству Минречфлота РСФСР и базировался в Калининграде.

В 1988 году судно было переведено в Херсон (тогда Украинская ССР, ныне - Украина), вошло в межотраслевое государственное объединение «Укрречфлот» и получило название «Герои Арсенала», в честь рабочих киевского завода «Арсенал», поднявших восстание против украинской Центральной рады в январе 1917 года.

До 2013 года судно эксплуатировалось «Укрречфлотом», который затем перепродал его турецкой компании Gunes Shipping. С февраля 2015 года судно официально называлось Geroi Arsenala.

В марте - апреле 2017 года сухогруз ходил по маршруту Хереке (Турция) - Азов - Ростов-на-Дону - Поти (Грузия) - Азов. В свой последний рейс судно вышло 15 апреля из Азова.

У украинцев как всегда виноваты «оккупанты»

В настоящий момент спасательная операция и следственные действия продолжаются, но пользователи украинского сегмента соцсетей уже нашли виновного, и да, вы правильно догадались - это «оккупанты», то есть Россия, в состав которой входит Крым вместе с Керченской переправой. Дескать, недоглядели, а значит виноваты. И уже попрекнули, что помощь пришла не сразу, хотя известно, что крушение произошло в условиях сильного шторма, и спешившие на помощь суда просто не могли подойти к терпящему бедствие сухогрузу

Самое, скажем мягко, грустное, что некоторые украинские пользователи заодно поспешили обвинить, возможно, погибших сограждан в предательстве. При этом некоторые пользователи охотно тиражируют фейки, что якобы украинские суда не допускают к спасательной операции.

Вот примеры таких комментариев:

Молодцы, украинцы. Затопили вражеский сухогруз, не пожалев жизни. Вероятно тот, которого спасли, скоро будет давать на РТ интервью с повествованием о своей правосековской («Правый сектор» 1 , деятельность организации запрещена в РФ - прим. ФАН) деятельности, а в ФСБ отрапортуют о поимке еще одного СБУшного шпиона.

Мост укрепился! По-нахимовски!

Да хрен с ним, зерном (54 вагона), на затонувшем в керченском проливе судне 9 украинцев, а спасать украинцев никто не берется, т.к. /россияне/ не дают. Украинские спасательные суда не пускают! Еще обвинят в экстремизме!

И ответы:

Чему радуетесь, идиоты? Судно под панамским флагом, большинство экипажа - украинцы. Продолжайте скакать, /нехорошие люди/.

Обслуживать корабли надо, а не на майдане скакать!

И, похоже, не услышанный крик души одного из пользователей:

Опомнитесь! Люди погибли!

1 Организация запрещена на территории РФ.

Судно "Герои Арсенала" под флагом Панамы (порт приписки - украинский Херсон) потерпело крушение в акватории Черного моря. Об этом сообщает ГУ МЧС по Крыму . Начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России Виктор Яцуценко заявил, что спасен один член экипажа.

Позже стало известно, что спасатели подняли на поверхность тела двух моряков с сухогруза. Об этом "Интерфаксу" сообщил информированный источник. "В настоящее время есть подтвержденная информация об обнаружении двух тел погибших моряков. Поиски остальных членов экипажа продолжаются", - сказал собеседник агентства.

Спасательный плот и шлюпка без людей обнаружены в районе крушения сухогруза в Керченском проливе, также сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю. "Судьба девяти из 12 членов экипажа судна пока остается неизвестной", - сказал представитель пресс-службы.

По данным Южного следственного управления на транспорте СК РФ, судно затонуло примерно в 3:30 утра в 19 милях от мыса Железный Рог (Краснодарский край Таманский полуостров), вблизи Керченского пролива. Сухогруз следовал из Азова в Турцию с грузом зерна.

Крушение произошло, когда судно стояло на рейде. По данным НЦУКС МЧС, корабль затонул в 40 км южнее порта Тамань. "Из-за сильного шторма сухогруз водоизмещением 3,5 тысячи тонн раскололся надвое и затонул", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе "Росморречфлота".

На борту находилось 12 членов экипажа - девять граждан Украины, двое россиян и один гражданин Грузии. Консульство Украины в Ростове-на-Дону занялось проверкой информации об аварии в Керченском проливе сухогруза, среди членов экипажа которого были украинцы. Об этом говорится в сообщении департамента консульской службы МИД Украины в Twitter .

Шесть водолазов принимают участие в поисках пропавших членов экипажа затонувшего сухогруза "Герои Арсенала", заявили ТАСС в Главном управлении МЧС по Краснодарскому краю. "На место происшествия также направлены подразделения поисково-спасательных отрядов из Сочи и Туапсе в составе 13 человек, из них шесть водолазов, две единицы техники, подводный аппарат "Фалькон", - заявили в региональном главке МЧС. Всего в поисково-спасательных работах участвуют 139 человек, 17 единиц техники.

Для проведения поисково-спасательных работ на береговой линии созданы 16 мобильных групп и три стационарных поста. В районе операции работают 13 морских судов и два вертолета Ми-8 МЧС. К месту крушения прибыло судно "Спасатель Демидов", которое возглавило спасательные работы. Поиски моряков осложняются погодными условиями - ветер юго-западный 20 м/с, волнение моря составляет до 4 баллов, заявили в МЧС.

Транспортные надзорные службы проверят, насколько исправным был затонувший сухогруз перед выходом в рейс, сообщил "Интерфаксу" источник в международных службах морского поиска и спасения. "Предварительно, сухогруз мог иметь замечания по части технического состояния, однако утверждать это однозначно нельзя. Все документы будут проверены", - сказал источник.

По факту крушения возбуждено уголовное дело по по ч.3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"), сообщает пресс-служба Южного следственного управления на транспорте СК РФ.

Под Керчью затонул теплоход с украинцами, спасся лишь один человек. Эксперты: "Судно было изношено"

Сухогруз "Герои Арсенала" перевозил зерно из России в Турцию

Вчера в 4:00 в Керченском проливе, где бушевал 7-балльный шторм, затонул груженый зерном бывший украинский, а ныне турецкий сухогруз "Герои Арсенала". Об этом сообщило МинЧС России. Среди 12 членов экипажа было 9 украинцев, один грузин и двое русских. На момент написания материала спасли лишь украинца-моториста Константина Черненко, двое погибли, остальные считались пропавшими без вести. Наиболее вероятная причина катастрофы — изношенность судна, которому более 35 лет.

КАТАСТРОФА.

Катастрофа произошла в 27 км на юг от порта Тамань. Перед крушением "Герои Арсенала" успел подать сигнал бедствия SOS. По свидетельству членов экипажа танкера "Армада Навигатор", шедшего неподалеку, "Героев" переломила пополам гигантская волна, достигавшая 5 метров в высоту. Некоторое время судно дрейфовало, что позволило части экипажа надеть спасательные жилеты и покинуть борт. Вчера их искали.

Операцию проводит Россия. На месте катастрофы работали около 140 человек, 17 единиц техники, в том числе вертолет Ми-8 и телеуправляемый подводный аппарат "Фалькон-300". Он предназначен для выполнения поисковых работ в прибрежных водах, оборудован цветной видеокамерой, может работать на глубинах до 300 м. Море сильно загрязнено вылившимся за борт дизтопливом, которого на борту было около 30 т, поэтому готовились ставить заграждения, чтобы не допустить его распространения.

Ничего не угрожало жизни только моториста-украинца Константина Черненко. Его чудом удалось поднять на борт "Армада Навигатор". 35-летний моряк был переохлажден от пребывания в холодной воде (+8 градусов), его состояние тяжелое, но опасности для жизни нет. "С вертолета видят еще четверых в спасательных жилетах, но двое не подают признаков жизни. Из-за сильного волнения поднять их на борт пока не могут", — сообщил нам вчера днем оперативный дежурный Краснодарского ГУ МЧС РФ. К вечеру появилась информация, что подняты на борт спасательного судна тела двух (по другим данным трех) моряков (фамилии их не разглашались). Ненайденные члены экипажа объявлены пропавшими без вести. Также обнаружена спасательная шлюпка без людей.

"Сегодня" выяснила фамилии членов экипажа. Это граждане РФ А. Ведерников и Д. Патеев, гражданин Грузии Л. Каджая, граждане Украины Игорь Глазко (капитан), Александр Быцюра, Марина Свечкарь, Н. Ганчевский, А. Гончаренко, Сергей Меснянкин, А. Пантюхов, Д. Синюк. Единственная среди экипажа женщина — уроженка Одесской области Марина Свечкарь, на сухогрузе она работала коком.

"По поводу капитана Игоря Глазко нам известно, что он уроженец Донецкой области", — сказали нам российские спасатели. Как мы выяснили, на судне были моряки родом с Херсонщины. В Херсоне мы разыскали родных одного из пропавших без вести моряков — Александра Быцюры. Его мать Галина встревоженным голосом сказала нам, что, по состоянию на вчерашний вечер, им никто из дипломатов не сообщал о судьбе сына. На Донбассе мы разыскали жену Сергея Меснянкина Юлию Самотканову. По ее словам, также никто из официальных лиц ни о чем ее не уведомлял, поэтому она с тревогой ждет новостей о муже.

Медики считают, что спасти еще кого-то шансов мало. "При температуре +8 человек может прожить в воде до 20 минут, затем от переохлаждения остановится сердце. Стандартный жилет не защищает от холода", — разъяснил нам врач-терапевт высшей категории Эдуард Михайлов.

ВЫХОДИЛ ДВА СРОКА.

В пресс-службе МЧС Краснодарского края нам сообщили, что сухогруз "Герои Арсенала" построен в 1980 г. в Словении по типовому проекту. Его длина 114 м, ширина 13 м. Последний украинский порт приписки — Херсон, откуда в 2013 г. судно продали турецкой компании. С 2015 г. оно ходило под флагом Панамы. "Герои Арсенала" ходило по маршруту Хереке (Турция) — Азов (РФ) — Ростов-на-Дону (РФ) — Поти (Грузия) — Азов.

Как рассказал нам специалист по судостроению Виктор Лисицкий, такое судно считается небольшим, поэтому 7-балльный шторм (волны 3—5 м) для него опасен, даже если на борту все исправно. Возможных причины катастрофы, по его мнению, две — изношенность судна и смещение груза на один борт из-за качки. "Срок службы таких суден — 15 лет, то есть оно выходило 2,5 срока, — говорит Лисицкий. — А учитывая информацию РосМЧС, что корпус переломился поперек, он явно был проржавевший. Это могло случиться от ударов волн, когда "Героев Арсенала" развернуло ветром бортом к волне, так как судно стало неуправляемым из-за заглохших двигателей".

Отреагировали на трагедию в компании-операторе судна. "Сейчас главное — спасти людей, закончить спасательную операцию. По предварительным данным, это могло произойти из-за плохих погодных условий. Любое судно может утонуть при определенных условиях, не всегда это зависит от его состояния. Судно было в хорошем состоянии и застраховано", — заявил журналистам юрист турецкой Gunes shipping Сельчук Эсенъель.

Новости
Статьи по теме