На рейсы, закончившиеся авиакатастрофой, люди опаздывают и сдают билеты чаще, чем на обычные. "День, который решил всё": истории о тех, кто не попал на рейс А321 Если опоздал на посадку

Ещё один спецрейс прибудет в Пулково сегодня поздно вечером. Процедура опознания тел погибших началась в 11 часов утра. Нет нужды говорить о том, насколько трудно справиться родственникам с предстоящими им действиями. Рядом с людьми - целый штат психологов МЧС. Возле морга дежурит пять бригад скорой помощи. В течение двух дней мы рассказываем в нашем эфире , которые были на том трагическом борту. Кто-то в этом отпуске отмечал годовщину свадьбы, кто-то - день рождения. С подробностями - специальный корреспондент радио в Санкт-Петербурге Олег Яхонтов .

"Вести ФМ" : Олег, я знаю, что вы находитесь вблизи той территории, где проходит процедура опознания. Уже пришло сообщение, что журналистов близко не пускают. Но поговорить с людьми удалось?

Яхонтов : Да. Вообще, за эти два дня я услышал немало трогательных и очень грустных историй о том, как родственники и близкие получали SMS с борта самолёта, который готовился тогда взлететь из Шарм-эш-Шейха: "Встречайте. Скоро встретимся". Статусы в социальных сетях: "Мы летим в осень. Здравствуй, Питер! Очень соскучились. Через несколько часов обнимемся".

А в аэропорту удалось пообщаться с женщиной, которая встречала подруг, с которыми познакомилась на отдыхе в Египте. Она вначале стояла недалеко от аэропорта, ждала от них звонка, чтобы потом подъехать в зону прилёта и их забрать. И в это время ей позвонили знакомые и сообщили эту страшную новость. Оказывается, она сама могла попасть на этот рейс. Им с мужем предлагали на него билеты, но они решили не устраивать себе такие большие каникулы и вернулись в Петербург, отдохнув лишь 10 дней. А их подруги, с которыми они познакомились в самолёте в Египет и с которыми провели практически весь отдых, решили отдохнуть 18 дней и улетели позже роковым рейсом 9268.

Похожая история - у петербурженки Юлии, которая проводила в Египте вместе с мужем медовый месяц. Они с нетерпением ждали отпуска. 16 октября расписались, через три дня улетели в Шарм-эш-Шейх и должны были вернуться из Египта рейсом 9268. Но практически в последний момент муж Юлии, которому в понедельник надо было на работу, настоял вернуться на день раньше, чтобы за выходные адаптироваться после жары к холодной питерской осени. Об авиакатастрофе они узнали из новостей. Конечно же, испытали шок. Всего один день, который, казалось бы, тогда ничего не решал, а на самом деле решил всё.

"Вести ФМ" : Олег, есть ли хоть какая-то информация о том, как ? Как долго она ещё продлится? И какие-то детали?

Яхонтов : Она продлится до тех пор, пока не будет опознано тело последнего пассажира, который разбился на этом авиалайнере. Да, действительно, осмотр сейчас происходит. сейчас же происходит вскрытие для установления причин смерти.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Эфиры по теме: Крушение лайнера РФ в Египте

В террориста, взявшего на себя ответственность за гибель российского самолета в Египте, прилетела ракета

На Синае в ходе антитеррористической операции, проводимой египетскими военными, был уничтожен лидер террористической организации "Вилаят Синай", присягнувший на верность ИГ. Эта группировка взяла на себя ответственность за гибель российского гражданского самолета.

Смертельный груз: как бомба попала на российский самолёт

Новые факты в деле о подрыве российского самолёта в Египте сужают круг поисков. Спецслужбы полагают, что бомба находилась в салоне лайнера и была заложена под сиденьем. Анализ частиц на обломках самолёта указал на присутствие взрывчатки. А характер повреждений фюзеляжа говорит о том, что взрыв произошел внутри, а не снаружи, как предполагали ранее.

Египет отравлен радикализмом

Признание терактом авиакатастрофы в Египте заставит многие страны пересмотреть отношения с этой страной. Регион, известный до сих пор недорогим отдыхом, может столкнуться с еще большими экономическими проблемами и даже с изоляцией. Теракт показывает, что в стране может существовать экстремистское подполье, а ИГ не оставляет попыток взять Египет под свой контроль.

Крушение самолета над Черным морем стало большой трагедией для всей России. Она унесла жизни 92 человек. Но жертв могло быть больше. Портал рассказывает о тех, кто по счастливой случайности отложил полет и благодаря этому остался жив.

Три человека из хора

На борту потерпевшего крушение самолета было восемь членов экипажа, девять журналистов, восемь военнослужащих и двое федеральных госслужащих, глава благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка и 64 артиста Ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые летели поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России на авиабазу Хмеймим. В самолете были все участники хора, кроме троих солистов – Вадима Ананьева, Валерия Гаввы, Бориса Дьякова.

У ведущего солиста ансамбля Вадима Ананьева родился ребенок. По этому поводу многодетный отец попросил остаться дома. Валерий Гавва недавно был прооперирован. У Бориса Дьякова должно было 26 декабря состояться ответственное выступление. Поэтому трем солистам разрешили остаться в Москве. Все остальные из хора отправились в Сирию. Планировалось, что ансамбль даст концерт и тут же улетит в Москву. Это был их последний полет.

В ансамбле рассказывают, что всего в штате 186 артистов. Но решено было не брать с собой в поездку в Сирию оркестр. Сцена на базе Хмеймим небольшая, она не могла вместить всех музыкантов. Артисты должны были исполнять песни под "минусовку".

Глава СПЧ при президенте

Пассажиром самолета должен был стать и руководитель Совета при президенте по содействию развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Как рассказал сам Федотов, он планировал вместе с директором фонда "Справедливая помощь" Елизаветой Глинкой лететь в Сирию. Они должны были доставить в госпиталь в провинции Латакия медикаменты. Но потом планы Федотова изменились. Его по счастливой случайности не было в том роковом самолете, в котором выжить не удалось никому.

Иосиф Кобзон и Тото Кутуньо

Новость о крушении самолета в Черном море шокировала многих. В одном шаге от смерти находился и народный артист СССР Иосиф Кобзон. Он очень часто выступал с ансамблем имени Александрова. Звали артиста и в эту поездку в Сирию. Он остался в России из-за отсутствия медицинской визы.

Также в списке жертв мог оказаться и известный итальянский певец Тото Кутуньо. Как сообщил прессе сам артист, он также должен был выступить на новогоднем концерте перед российскими военными. В последний момент он изменил свои планы из-за напряженного рабочего графика.

Напомним, самолет Минобороны ТУ-154, направлявшийся на российскую базу Хмеймим в Сирии, разбился над Черным морем 25 декабря, через две минуты после взлета из аэропорта Адлера. В районе крушения продолжается поисковая операция. Обломки самолета найдены в 1,5 км от побережья на глубине 50-70 метров. По предварительным данным, причиной крушения Ту-154 стала техническая неисправность или ошибка пилотирования.

Опытный американский пилот Патрик Смит, ничего не скрывая, ответил на 17 вопросов, которые волнуют всех тех, кто частенько выбирает самолёт в качестве средства передвижения. Или же только собирается в свой первый полёт, покусывая губы от волнения. Начиная с турбулентности и заканчивая посадкой - теперь от нас ничего не скроешь!

1. Опасна ли турбулентность?

Исключительно редко турбулентность наносит самолёту структурные повреждения. Однако травмы пассажиров случаются часто - в основном это связано с тем, что люди не пристёгивают ремни безопасности, когда их об этом просят. Обычная турбулентность может доставлять дискомфорт, но никакой угрозы она не несёт.

Удивительно было узнать, как много людей опасаются именно турбулентности. С точки зрения пилота, это состояние воздуха и вовсе делает полёт удобнее. Оно немного раздражает, но всё-таки не способно перевернуть самолёт в воздухе или как-либо способствовать трагическому сценарию, который люди отчего-то рисуют у себя в голове.

Я называю подобный феномен «фактор преувеличивания пассажирами» или ФПП. Многие думают, что во время турбулентности самолёт может рухнуть вниз на десятки метров, хотя на самом деле даже при самых сложных условиях смещение воздушного судна не превышает 6 метров.

2. Почему просят отключить мобильные телефоны при взлёте и посадке? Что будет, если оставить его включённым?

Маловероятно, что мобильный телефон может стать причиной неисправностей в кабине пилота, особенно на современных самолётах, где все данные выведены на дисплей, но это не невозможно.

Я считаю, что, как минимум, у половины пассажиров телефоны всё равно включены. И если бы они могли стать причиной катастроф, то на сегодняшний день мы располагали бы гораздо большим количеством доказательств.

Тем не менее, телефоны могли сыграть свою роль в двух серьёзных инцидентах. Но ключевое слово здесь - «могли». Некоторые специалисты винят включённые аппараты в падении швейцарского самолёта во время внутреннего рейса в 2000 году, утверждая, что лишние радиоволны вывели из строя автопилот. Подобные подозрения были и после падения самолёта в Новой Зеландии в 2003.

Но в конечном итоге, телефоны, скорее, социальная проблема, а не технологическая. То есть, вы действительно хотите слушать, как 200 человек одновременно с кем-то разговаривают в закрытом пространстве? Вероятно, авиакомпании используют это техническое обоснование, просто чтобы избежать многочисленных телефонных разговоров на борту.

3. Что будет, если во время приземления возникнут проблемы с шасси?

Неисправности системы опор летательного аппарата далеки от иерархии вещей, о которых может беспокоиться пилот. Если с вашим самолётом что-то случилось, шасси - одна из наименее опасных зон. Единственным исключением может стать разрыв шины или возгорание после высокоскоростного взлёта. В остальном проблемы с шасси устранить весьма просто.

Наихудшим сценарием может стать полный отказ системы выпуска шасси. В таком случае придётся производить более или менее добротную посадку на брюхо самолёта. Есть вероятность разрыва топливного бака, но из-за аварийных аппаратов, расположенных неподалёку, даже это не несёт особой опасности.

4. Может ли пассажир выбить окно самолёта? И правда ли, что в таком случае в него всех засосёт и выбросит за борт?

Эти окна намного прочнее, чем кажется. Но если из-за несчастного случая или вследствие чьего-то злого умысла окно всё же будет разбито, в самолёте быстро произойдет декомпрессия. Это теоретически возможно, хоть и очень маловероятно, что в первые несколько секунд кого-то может засосать, но катастрофы в стиле голливудских фильмов точно не будет.

5. Опасно ли летать во время шторма? Что будет, если в самолёт ударит молния?

Используя бортовой радиолокатор, наряду с данными, предоставляемыми управлением воздушными полётами, пилоты избегают грозовых областей, как корабли избегают айсбергов. Тем не менее, молнии иногда случаются, и самолёты проектируются соответственным образом. Заряд не проходит через салон, ударяя по пассажирам - он перенаправляется за борт, частично через фитили статического разрядника вдоль задних краев крыльев и хвоста. В девяти случаях из десяти эта система ликвидирует практически все последствия удара.

Время от времени повреждения всё же случаются, и чаще всего страдают электронные системы воздушного судна. В 1963 году молния стала причиной взрыва на борту Pan Am 707. После этого по поручению управления гражданской авиацией было создано несколько новых защитных мер, включающих в себя модификацию топливного бака и установку этих самых фитилей. Но это было более 50 лет назад, и я не знаю больше никаких других серьёзных инцидентов, связанных с ударом молнией.

6. Расскажите о самом пугающем случае, который случился с вами во время полёта

Самое страшное, что когда-либо случалось со мной, было почти состоявшееся столкновение в воздухе. В то время мне был 21 год, и я летал на четырёхместном самолёте. Мы работали в соответствии с «Правилами визуального полёта» в неконтролируемом воздушном пространстве. Но факт того, что это было очень давно, и я находился в небольшом самолёте в весьма примитивных условиях, должен подчеркнуть безопасность гражданской авиации. Я на службе с 1990 года, и за весь этот период ни один другой пугающий случай не приходит мне в голову.

7. Что будет, если во время полёта перестанет работать двигатель?

Все пассажирские самолёты сертифицированы для полёта с неисправным двигателем. Каждое воздушное судно должно быть способно ускоряться и подниматься даже при полном отказе двигателя во время взлета. Это гарантирует то, что неисправный самолёт покинет периметр аэропорта и не рухнет на здания, горы, не заденет телевизионные антенны и тому подобное.

Исправность самолёта проверяется перед каждым отправлением, чтобы обеспечить возможность безопасного взлёта и избежать любых других проблем. Высота аэропорта, длина взлётно-посадочной полосы и погодные условия - все эти факторы важны. При более коротких взлётно-посадочных полосах, высокой температуре или в гористой местности из самолёта могут изъять лишний груз, уменьшая его общий вес.

8. Насколько высока вероятность того, что самолёт упадёт?

Позвольте мне ответить следующим образом: последнее десятилетие было самым безопасным в истории гражданской авиации. А 2015 год стал соответственно самым безопасным годом.

Для сравнения, 60-80 годы были эпохой ужасных аварий, катастроф и терактов. В 1985 году произошло 27 (!) серьёзных авиационных происшествий, в которых погибло около двух с половиной тысяч человек.

Маломасштабные инциденты стали случаться намного реже. Может показаться, что со временем всё больше самолётов терпят крушение, но такое восприятие во многом является результатом работы СМИ и их неустанной фиксации даже самых незначительных происшествий, которая усугубляется эффектом социальных сетей.

9. Как вы стали пилотом?

Так уж исторически сложилось, что большинство пилотов авиакомпаний попали в эту индустрию и набрались опытом в вооружённых силах. Однако в настоящее время большинство пилотов (я как раз из них) попадают за штурвал гражданскими путями. Это долгий и очень дорогой процесс, который связан с медленным накоплением лётных часов вместе с обязательными лицензиями и рейтингами.

Получив необходимый опыт, вы обычно начинаете свою карьеру в авиакомпании одного из региональных перевозчиков. Очень немногие пилоты сразу начинают пересекать океаны. Но всё большее число авиакомпаний переходят к программе подготовки пилотов под названием «Ab-Initio», в которой отдельные пилоты обучаются, так сказать, с нуля, без предварительного опыта.

10. Есть ли такой период в обучении, когда вы всё ещё новичок, но уже сидите в кабине пилота?

После завершения обучения в классе и тренировок на симуляторе конкретного типа самолета, пилоты начинают накапливать определённое количество лётных часов под руководством опытного пилота. Причём это происходит во время штатных перелётов с пассажирами на борту.

11. Насколько велика доля автопилота в управлении самолётом? И насколько велика ваша доля?

Автоматизация кабины, а также то, как пилоты взаимодействуют с этой автоматизацией, являются самой непонятной темой во всей гражданской авиации. Люди имеют очень искажённое представление о том, что такое автопилот, и на что он способен.

Действительно, пилоты стали полагаться на иной, более продвинутый набор автоматизированных навыков самолёта, чем несколько десятилетий назад. Тем не менее, даже самый обычный полёт может содержать бесчисленное количество непредвиденных обстоятельств, с которыми должен справляться именно экипаж.

Иногда можно услышать о том, что пилоты «проводят всего три минуты, реально пилотируя свой самолёт в ходе обычного рейса». Подобные заявления очень обманчивы. Истина же звучит чуть иначе - пилоты в настоящее время проводят относительно короткое время, физически держа руки на штурвале. Разница очевидна.

И это вовсе не значит, что мы не контролируем полёт. Автоматизация кабины пилота не управляет самолётом - им управляет экипаж через эту самую автоматизацию. Автопилоту всё ещё нужно указывать, что делать, когда и как.

Сравнение между полётом и медициной, пожалуй, самое удачное: современные технологии помогают пилоту летать на самолёте так, как они помогает хирургу успешно проводить операции. Реактивный авиалайнер не может «летать сам», точно так же операционная не может «сама по себе» удалить опухоль или выполнить пересадку органа.

А как вам такие цифры? Более 99% посадок и 100% взлетов выполняются вручную, с капитаном или старшим помощником у штурвала.

12. Был ли случай, когда пролетающий мимо вас самолёт был слишком, даже пугающе близко?

Возвращаясь к предыдущему вопросу - только один раз, когда я был частным пилотом и управлял четырехместным самолётом. Пассажиры часто неправильно истолковывают расстояния между самолётами. Это еще один пример ФПП.

«Когда мы летели в Париж, другой самолёт пролетел так близко от нас, что мы могли видеть людей внутри него!» - взволнованно вспоминает кто-то.

Приземляясь на параллельные посадочные полосы или перпендикулярно пересекаясь на большой высоте самолёты могут оказываться относительно близко друг к другу. Но «близость» в управлении воздушным транспортом измеряется минимум сотнями метров. Для особо взволнованного пассажира эта дистанция заметно искажается, становясь критической. Но дело в том, что самолёты довольно большие, поэтому Боинг 747, пролетающий в трёх сотнях метров над или под вами, кажется чрезвычайно близким. Но, поверьте мне, вы никогда не летели настолько близко к другому самолёту, чтобы иметь возможность видеть лица пассажиров в этих маленьких оконцах.

13. Почему все самолёты летают на высоте около десяти с половиной тысяч метров?

Типичные крейсерские высоты варьируются от 9 тысяч метров до 12 тысяч. Назначенная высота зависит от данных службы контроля воздушным пространством и, разумеется, возможностей самолёта. У каждого воздушного судна есть максимальная допустимая высота полёта. Но есть важный фактор - чем выше ты летишь, тем меньше топлива расходуешь.

Но факт того, что самолёт способен летать на высоте 12 тысяч метров, не гарантирует его прибывание там. У диспетчеров, контролирующих воздушное пространство, могут быть свои мысли по этому поводу и\или самолёт может быть перегружен. Иногда мы поднимаемся на более «эффективную» высоту, если топливо сильно израсходовалось.

14. Каково это - летать сквозь облака в темноте, когда совершенно ничего не видно?

Темно и совершенно ничего не видно.

15. Опасно ли столкновение с птицами?

Столкновения с птицами случаются довольно часто, но они редко приводят к печальным последствиям - если, конечно, не рассматривать вопрос с птичьей точки зрения. Но вообще в истории были случаи, когда, например, после столкновения со стадом гусей у самолёта отказывали оба двигателя.

Современные турбовентиляторы являются упругими, но они отнюдь не начинают работать лучше от проникновения посторонних предметов, особенно тех, которые врезаются во вращающиеся лопасти на высоких скоростях. Птицы не «забивают» двигатель, но они могут изогнуть или даже разрушить внутренние лопасти, вызвав потерю мощности. Чем тяжелее птица, тем больше вреда она может нанести.

Итак, ваш следующий вопрос - почему не созданы двигатели с защитными экранами впереди? Ну, помимо того, что его наличие частично блокировало бы приток воздуха, экран должен был бы быть большим (предположительно, конусообразным) и невероятно сильным. Если же он будет разбит - в двигатель попадёт не только птица, но и куски метала. Несмотря на вышеизложенные инциденты, незначительная вероятность потери нескольких двигателей из-за столкновения с птицами делает такое новшество нецелесообразным.

16. Едите ли вы ту же пищу, что и пассажиры?

Это зависит от авиакомпании, но, как правило, пилотам и стюардессам предоставляется питание на любом рейсе, который длится дольше пяти часов. В некоторых экипаж получает отдельную от всех еду, но обычно нам достаётся та же еда, что подаётся в первом или бизнес-классе (да, все блюда, включая суп, салаты и десерты).

При этом пассажиры остаются в приоритете - мы же получаем то, что осталось. Учитывая вероятность отравления пищевыми продуктами, пилотам предлагается есть разные блюда, но это отнюдь не является обязательной процедурой. На практике это сводится к вашим предпочтениям и тому, что доступно. На коротких рейсах мы и вовсе сами по себе - едим крендели с солью, арахис, пиццу из кафе в аэропорту или просто берём что-то из дома.

17. Разрешено ли вам слушать музыку во время полёта? Если да, то каков ваш плейлист?

Не разрешено, но я всё же скажу вам, что в моём личном плейлисте: лучшие хиты для пилотов, включающие в себя группы Hüsker Dü, the Clash, The Wedding Present и the Mountain Goats, а также Билли Брэгга.

Статьи по теме