Как построили венецию. Венеция – история возникновения города на воде

В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».
Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему-то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».

Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».

Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово-стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо-западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.

Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое-нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких-то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где-то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.

Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие-то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему-то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.

PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.

Популярный у туристов, прекрасный город на воде Венеция расположена на 118 островах, соединенных 150 каналами и 409 мостами. При строительстве всех зданий мастера применяли специальную методику, которая позволяла прочно укрепить фундамент и успешно выдерживать зданию ежедневное «морское купание». Разобраться в уникальном способе возведения домов на воде помогут сведения о том, как строилась Венеция. А информация о системе канализации и ее современном состоянии уже не одно столетие шокирует многих приезжих.

Как строилась Венеция: история

Точная дата основания города неизвестна, но по данным ученых первое поселение основали племена Венетов, которые жили здесь в XII-XI ст. до н. э. Во времена падения Римской Империи бежавшие из нее жители обосновались на маленьком острове Риальто, который располагался в центре лагуны в северной части Италии. Территория полностью была покрыта тростником и для земледелия оказалась непригодной.

Первое поселение образовалось на островах лагуны, которые представляли собой сотни мелких заболоченных участков земли на мелководье. Образовались они из осадков ила и почвы, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы суши между впадинами с водой.

Такая почва стала основанием для изобретения того способа, каким строились дома в Венеции в первые годы. Переселенцы выбирали более возвышенные участки суши, затем возводили стены из глины и корней сорняка «гролло», который рос тут же, на болотах. Крышу сооружали из веток деревьев, укладывая на них сверху перевязанные пучки болотного тростника и соломы. Такие дома оказались временным пристанищем, жители которых по мере продвижения войск возвращались на материк в свои родные дома.

Поселения беженцев в Венеции

В VI столетии в период господства династии Лангобардов богатые семьи Венето мигрировали на острова, спасаясь от нашествия завоевателей. Приехавшие переселенцы привыкли жить в более роскошных условиях, а не в простых хижинах. Поэтому они сразу стали строить уже двухэтажные дома, в которых 1-й глиняный этаж использовался для склада, а второй — делался из дерева и предназначался для жилых помещений.

По мере прихода новых беженцев требовалось все больше территории, для чего поселенцы должны были осушить заболоченные земли и укрепить берега залива. Также потребовалось построить причалы, чтобы осуществлять перевозки людей и грузов. Берега были укреплены барьером из деревянных стволов, чтобы поднять уровень поверхности, на который сверху набрасывали камни и землю, а затем уже строили дома.

Первоначально переселенцы заселили 124 острова, возводя независимые поселения. В каждом начали строить каменные жилые здания и церкви. Со временем каждое поселение расширялось, дома стали строить по планам, которые применялись в те времена для застройки городов: центральная площадь, вокруг которой возводились здания общественные; на расходящихся улицах располагались жилые дома. Также строили водосборник дождевых осадков, который обеспечивал население питьевой водой.

По мере заселения большого количества островов и планомерного осушения болот стали строить мосты между ними, которые помогали перемещаться людям и перевозить грузы.

Столица Венецианской Республики

Центральным местом Венеции стал остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись чиновники и правительство. В связи с такими политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.

Венецианское государство должно было иметь свою армию, вооружение, склады для товаров и дома для богатых горожан, а также резиденцию для Дожа. Первоначально столицу назвали «Чивитас Ривоалти» (город Риальто), и только в XIII столетии название поменяли на Венецию.

Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан, благодаря его неприступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, чужие большие суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.

Начало плановой застройки Венеции

Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.

Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.

Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.

Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.

Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.

Древесина

На территории Венецианской Республики лесных посадок нет, потому всю древесину для строительства приходилось привозить из горных районов Словении и Хорватии. Это были огромные лиственницы и дубы, которые вначале сплавляли по рекам, а затем доставляли на острова морем. По некоторым сведениям древесину также привозили и из России в виде пермских лиственниц или «карагаев».

Благодаря свойствам местного ила и глубокому расположению свай, доступ кислорода к древесине был перекрыт. Потому микроорганизмы и грибки, которые обычно разрушающе действуют на деревья, погибали. Под действием морской воды и минеральной грязи древесина за многие столетия окаменела.

Венецианские строители придумали не только способ, как построить Венецию, но и как повысить устойчивость и легкость городских зданий. Древесину стали применять по аналогии с кирпичной кладкой, в виде полосок из деревянных свай. Такие детали, называемые «реме», размещали горизонтально, через определенные промежутки между каменной кладкой. Они выполняли роль «подшипников», т. е. более равномерно распределяли нагрузку на стены и перекрытия кровли.

Внутренние стены венецианских зданий также прокладывали балками под названием «скорзони», которые располагались вертикально и уменьшали тяжесть строения.

Истрийский камень

Следующий вопрос о том, как строить в Венеции дома на воде, архитекторы решали, выбирая камень для зданий. Для постройки города на болотистой почве необходим был особый камень, который бы не разрушался под действием морской воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и называемый «истрийским».

Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:

  • имел высокую водостойкость и водонепроницаемость из-за пористой поверхности;
  • был устойчив к атмосферному действию;
  • имел достаточную прочность, мог выдерживать большую массу здания без растрескивания;
  • он достаточно просто разрезался для придания формы кирпичей;
  • обладал устойчивостью к эрозии и истиранию;
  • прекрасно выглядел визуально, т. к. окрашен в красивый окрас, напоминающий мрамор.

90 % зданий, построенных в Венеции, сделаны из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строения. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых застроек.

Градостроительный стиль Венеции

Из-за частых пожаров венецианские строители решили при возведении зданий отдавать предпочтение кирпичной и каменной кладке. Чтобы понять, как строился город Венеция и многоэтажные здания в нем, обратимся к архитектурным принципам застройки того времени.

Градостроительный стиль «города на воде» формировался с учетом отсутствия возможного военного нападения, поэтому оборонительные сооружения не возводились. Общественные и жилые здания имели широкие проемы, многочисленные украшения, колонны и декоративные элементы. Каждый дом имел прямой доступ к воде, куда выходил фасад здания. Внутри архитекторы планировали дворик с садом или фонтаном.

В 1501 г. в городе были созданы магистраты водоемов, действующие и по сей день. В их функции входит обеспечение гидравлических работ, предоставление концессий частным лицам или группам, религиозным обществам. В них указывается рабочая зона, доставка, защитные меры по удалению мусора из воды. В контрактах вменяется обязательство строительства мостов и фундаментов зданий. При их невыполнении все имущество передавалось муниципалитету.

Как строилась Венеция: канализация

Централизованная система канализации в городе вообще отсутствует, а ее функцию выполняют небольшие каналы, по которым мусор и отходы жизнедеятельности города выносятся прямо в Большой Канал и далее — в Адриатическое море. Однако, благодаря регулярным приливам и отливам, грязная вода из каналов постоянно вытекает в лагуну. Поэтому в Венеции в каналах даже можно увидеть рыбу.

Длина венецианской лагуны составляет 56,5 км, ширина — 9,6 км. От Адриатического моря ее отделяет песчаная коса проливами Лидо, Кьоджа и Маломокко, через которые быстрое течение очищает всю воду и каналы в городе. Благодаря им Венеция уже много столетий существует без централизованной системы канализации.

В каждом палаццо есть отстойники, в которых скапливаются отходы, самые легкие из которых через отверстия в стенах или по трубам выходит в канал. Более тяжелые фракции откачивают постоянно курсирующие катера-ассенизаторы.

Основные компоненты внутренней канализации в доме:

  • сточный приемник;
  • сифоны или гидравлические затворы;
  • сети из труб, проложенных внутри здания и выходящие наружу;
  • специальное устройство для очистки труб и их осмотра.

Предварительно отходы проходят через фильтры, которые установлены в подвальных помещениях. Однако встретить плывущие отходы в канале Венеции — вполне реально.

Сейчас в домах на некоторых островах и на материковой зоне уже подведена центральная канализация, но в исторической старой части города все осталось по-прежнему.

Угроза затопления города на воде

В последние годы городской совет Венеции мало финансирует обслуживание каналов, т. к. все средства направлены на строительство паводковых шлюзов (5,4 млрд евро). Это связано с планом по защите города от постоянный наводнений и подтоплений, из-за которых происходит постепенное проседание зданий. За последние 50 лет Венеция опустилась на 23 см, и процесс подтопления продолжается на 1-2 мм ежегодно.

Венеция остается уже многие годы городом-музеем, в который съезжаются миллионы туристов полюбоваться на красивые палаццо и каналы, по которым скользят романтические гондолы. Многие из людей даже не задумываются о том, как строилась Венеция и почему за несколько столетий здания прекрасно сохранились. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые продумали уникальный принцип возведения многоэтажных зданий.

На протяжении многих лет задавался этим вопросом. На самом деле Венеция не затоплена, хотя у туристов стойко остается ощущение города в состоянии перманентного наводнения, я и сам так думал, когда первый раз попал в это место. Все дело в том, что возведена на островах – так, исторический центр города раскинулся на 118 островах Венецианской лагуны.

Впрочем, на сегодняшний день большая часть современного города располагается на материке. Но когда-то город возводился именно тут, в лагуне, что на первый взгляд кажется не очень практичным решением, но имело свои исторические предпосылки. Как рассказывают ученые, в V веке в этом регионе селилось племя венетов (в их честь и появилось название города – Венеция), которое очень страдало от регулярных налетов гуннов.

Племена гуннов были очень воинственные, грабили и разоряли все близлежащие земли и оборонятся от них было очень трудно – это требовало много финансовых и человеческих ресурсов, потому стала появляться тенденция – селиться в труднодоступном месте. Сначала разрозненные поселения находились на возвышенности, но потом стали уходить на островную часть. Венецианская лагуна с ее множеством островов была идеальной для тех, кто хотел себя обезопасить – врагу будет проблематично форсировать остров за островом, и видно нападающих издалека – можно подготовиться к обороне. И природные каналы, разделяющие остров, были не многим хуже, чем традиционные средневековые крепостные стены.

Таким образом:

  • жилище было неприступным для врага;
  • в регионе можно было наладить торговое судоходство, что приносило прибыль местным жителям.

Правда, жизнь в этом регионе преподносила своим обитателям не только приятые сюрпризы:

  • уровень воды время от времени поднимался и жилища нужно было переносить;
  • помимо торгового судоходства стало развиваться и пиратство.

Впрочем, пиратство для некоторых жителей региона было скорее плюсом, чем минусом, так как могло принести свою прибыль.

В итоге город рос и постепенно получил тот облик, который предстает перед современным путешественником: 150 каналов, через которые переброшено около 400 мостов. Благодаря своему удивительному облику считается местом очень романтическим, но, увы, местные жители хорошо знакомы и с отрицательной стороной этой красоты:

  • постоянный запах гниения и сырости, затхлости;
  • сложность строительства, необходимость постоянных реконструкций;
  • регулярные потопы и наводнения.

Кроме того, в ближайшее время городу грозит полное погружение под воду. На данный момент в Венеции отмечается повышение уровня воды приблизительно на 5 мм в год. Медленно, но верно затапливаются старинные постройки, которые хотелось бы спасти для будущих поколений.

По каким причинам уходит под воду сейчас? Причин много:

  • проседание грунта из-за наносов ила и грязи из реки По;
  • давление построек на зыбкую почву;
  • откачка артезианской воды создает проседающие пустоты;
  • город расположен в тектоническом разломе.

Когда я бывал в этом прекрасном городе, меня очень расстраивал вид зданий, нижние этажи которых подтоплены и временно закрыты для туристов. Все потому, что некоторые исторические объекты время от времени приходится закрывать и осушать всеми мыслимыми способами.

Ученые регулярно предлагают все новые и новые способы сохранения города, но не могут прийти к единому мнению, как это лучше сделать. Потому город продолжает спасаться силами и способами, существующими с момента его основания – укрепляясь сваями, перебираясь на возвышенности, теряя старые постройки и возводя новые, более высокие.

Очень надеюсь, что этот город никогда не окажется затоплен окончательно и бесповоротно, хотя оптимистических прогнозов по этому поводу пока нет.

Так на чем же стоит Венеция ? Каким образом удается этому чудо – городу держаться на воде на протяжении столетий? Какова глубина венецианских каналов? Как вообще были посторены венецианские дворцы? Именно эти вопросы возникли у многих, прочитавших статью о . Также этими же вопросами задается каждый, кто посетил этот город на воде.

Я отыскала очень занимательное видео на youtube, которое дает ответы на эти и много других подобных вопросов. Единственным недостатком этого видео является тот факт, что оно на итальянском языке и, кстати, используется в тестах на знание итальянского языка.

Основой строительства венецианских сооружений являются деревянные сваи , количество которых для строительства Венеции потребовалось более миллиона. Для одного только моста Rialto было пущено в ход свыше 30 тысяч свай.

Rialto Венеция

Из какого дерева сваи в Венеции

Для венецианских свай требовалось лишь специальное дерево, а именно, дуб и лиственница. Потому что только эти породы деревьев обладают необходимым запасом прочности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Эти деревья сплавлялись в Венецию по ,так как в ближайшей округе они не произрастали.

Глубина каналов в Венеции

Для того чтоб увидеть какова же глубина каналов в Венеции, достаточно дождаться периода их обмеления, который вот уже на протяжении нескольких лет используется как для очистки дна каналов, так и для реставрации старинных средневековых венецианских палаццо (palazzo).

Как видим в фильме, глубина каналов совсем не велика . Она достигает 2,5, максимум 3 метров . Один лишь Гранд канал (Canale Grande) в некоторых местах доходит до глубины в 6 метров .

Гранд канал в Венеции

В фильме видно как из стен домов (которые обычно находятся под водой), бьют фонтанчики. Это выходит та вода, которую втягивает в себя здание, когда оно находится под водой.

В последней части фильма мы оказываемся на раскопках одного из венецианских пригородов для того, чтобы открыть самый главный секрет строительства Венеции, а также чтоб понять почему же сваи (даже из высокопрочных пород дерева) не поддаются разрушению и гниению .

Перед вами сваи, которые были установлены здесь еще в то время, когда Христофор Колумб отправился открывать Америку. Как видите, они вполне живы и не очень даже разрушены.

Так в чем же главный секрет?

Сваи Венеции

А секрет кроется в типе венецианских грязей , которыми богата здешняя почва. Именно эти грязи настолько плотно облегают сваю, что перекрывают доступ кислорода к ней , а соответственно препятствуют проникновению к ней животных и насекомых, коррозии от воды и естественного разрушения .

Благодаря этим грязям, которые облепили сваю на 7-8 метров вглубь, она остается целехонькой и невредимой, и может служить столетиями. Как видим в фильме, лишь верхняя часть сваи , которая выходит на открытое пространство, подвержена старению .

Как строили здания в Венеции

Для строительства венецианских зданий , сваи зарывали на 7-8 метров вглубь в грязь до достижения ее твердого грунта, в который вколачивали ее на определенную глубину. Затем поверх деревянных свай клали бревна пересекающимся способом.

Этот способ давал максимальную устойчивость и позволял равномерно распределить массу здания по всему периметру. Поверх деревянных бревен делали либо кирпичную кладку, либо клали мраморные плиты.

Найденные на этих раскопках предметы, позволяют ученым утверждать, что в Венеции еще со времен Марко Поло существовал раздельный сбор отходов и . Что в наших странах только начало вводиться.

Эх… отстаем мы все-таки от Европы – матушки… 🙁

Также, раскопки дали ученым очень много образцов стекла, глиняных изделий, а также китайской керамики , которые были найдены здесь. Считается, что найденные здесь образцы китайской керамики являются наидревнейшими в Европе.

Венеция таит в себе еще очень много тайн и загадок , открывать которые доведется поколениям наших потомков.

Не могу не порекомендовать необычайно интересные экскурсии по Венеции от местных жителей. Все экскурсии на РУССКОМ языке! Я специально подобрала для этой статьи самые тематические экскурсии, которые помогут вам не только на практике увидеть все прочитанное, но и расскажут и покажут Венецию с совершенно неожиданных ракурсов.

Венеция – город на севере Италии, территориально занимающий группу островов. Климат в Венеции умеренный, сходный с климатом Крыма, лето здесь жаркое, а зима мягкая.

История Венеции полна взлетов и падений. Сегодня мы узнаем как возник город на воде.

Название города происходит от племени венетов, населявшие территорию северного побережья Адриатического моря во времена . Эта территория была захвачена римлянами и названа Аквилеей. Позже Аквилея стала административным центром провинции Венетия. В 402 году провинция была разорена вестготами. По легенде Венеция была основана жителями провинции, которые спасались от готов 25 марта 421 года. Заселение началось с островов Риальто и продолжилось во время упадка Римской империи. Основным источником доходов жителей островов были ловля рыбы, добыча соли и каботажное плавание.

  • Советуем почитать:

Пока племена гуннов, лангобардов и остготов разоряли города Западной Римской империи, Венеция, благодаря обособленному положению и тому, что жители научились строить дома на сваях и жить на воде, избежала участи материковых городов. Вторжение воинствующих варваров привело к переселению на острова состоятельных жителей материка.

Результатом этого стал быстрый рост торговли и транспортировки товаров, так как сбежавшая знать вкладывала средства именно в эти отрасли.

В VI веке у Венеции был самый сильный флот на Адриатике, который оказал поддержку императору Юстиниану в войне Восточной Римской империи с остготами. В благодарность Византия предоставила Венеции свою защиту и торговые привилегии. Первого дожа венецианцы избрали в 697 году. Более чем за 1000 лет в Венеции было у власти 117 .

Благодаря своему уникальному расположению Венеция была торгово-транспортным узлом, через который в Европу шелк, рис, кофе и пряности, стоившие в то время дороже золота.

Средневековье и торговля

Грамотная политика дожа Пьетро Орсеоло II, морганистические браки, помощь Византии, оказанная Венецией против сарацин, еще более увеличили привилегии венецианских купцов. Данная Византией «золотая булла» уменьшала в два раза пошлину с венецианских кораблей, приходящих в Константинополь. Во времена крестовых походов Венеция приумножила свои богатства за счет займов крестоносцам и фрахтов кораблей. С переменным успехом на протяжении почти двух веков Венеция вела войны с Генуей, в основе которых лежало торговое соперничество. В XII веке в Венеции открываются первые банки. Венецианские мореходы первые начали страховать свой груз.

В XII-XIII веках на верфях Венеции начали строить большие корабли водоизмещением до 200 тонн.

Для увеличения своей экономической мощи Венецианская республика присоединяла себе материковые территории, называемые терраферма. В 1494 году венецианцем Лукой Пачолли была систематически описана двойная бухгалтерия, успешно применяемая и в современном мире.

Упадок

С XV века, когда совершались великие географические открытия, Венеция сдала свои позиции Португалии, Испании, Голландии и Англии. К XVIII веку Венеция утратила свое былое могущество, большая часть материковых владений перешли к Австрии. Но сам город лучился великолепием. В этот период широкое распространение в Венеции получили азартные игры и проституция.

1 мая 1797 года Наполеоном была объявлена война Венеции. Большой совет принял решение выполнить все требования, 12 мая дож Людовико Манин отрекся от престола.

Впервые за более чем тысячу лет Венеция утратила независимость.

Экономика города была подорвана французской континентальной блокадой. Но прошло время, в 1869 году был открыт Суэцкий канал, в Венеции построили новый порт, и город стал популярным местом для начала путешествия на Восток. Развивается туристический бизнес, в Венеции проводятся ежегодные международные художественные выставки, с 1932 года проводится международный кинофестиваль «Золотой лев».

Статьи по теме