По черногории на автомобиле. Самостоятельная поездка в Черногорию: советы туристам Черногория самостоятельный маршрут

Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.

Предисловие

После нашей первой заграничной поездки в "пакетную" Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?

Аренда машины в Черногории

Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.

Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе - это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me , где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.

На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.

Подгорица

Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад "Ниагара". Он был по пути к самой Подгорице.

Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился

Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети... пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному "протыкному" газовому баллону не подошла.

Прошлись про трем мостам через Морачу

Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на "стихийных" парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.

Колашин

На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки... просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.

Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин - Плав была одной из самых живописных.

В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно

Плав

После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.

Собственно, та самая Черная гора

В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.

Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру

Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.

Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.

В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.

Беране, Рожае, Бело Поле

В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.

В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк "Биоградская гора".

Парк "Биоградская гора"

Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.

Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.

Дождевички надел — и вперед!

Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!

Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь

В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.

Жабляк

Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.

Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час

Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.

В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни

Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.

Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги

Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.

Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена

Никшич

День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.

Херцег-Нови

От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.

В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.

Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.

В Испанском форте своя атмосфера

Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!

Пераст, Котор

На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.

Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.

Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.

Ну говорю же, дико узко!

Тиват, Луштица

На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.

Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный

Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.

Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.

Будва

В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.

На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай

На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.

Цетине

Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.

Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги

Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку - 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.

Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело

Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).

И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное - это даже не обвал!

Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.

Бар, Ульцинь

Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.

Кусочек старого Бара

Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.

Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.

Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек

Скадарское озеро

А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!

Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды

Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.

Подгорица

Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!

В идеале использовать вот этот маршрут (он построен на основе одной из самых популярных экскурсий в Черногории Макси Монтенегро тур (Цетине+Ловчен+Негуши) :

Если Google карты или навигатор отказываются прокладывать маршрут Ловчен — Котор, то стройте маршрут по-частям. Дорога Котор — Ловчен есть, она хорошего качества и очень интересная. Над Котором серпантин из 26 петель, дорога узкая, иногда разъехаться со встречными машинами сложно. Но тем не менее, это не мешает там ездить большим экскурсионным автобусам. Едьте смело, но не торопитесь, едьте осторожно.

Маршрут очень интересный , дорога не напрягает. Очень красивые виды на Будванскую ривьеру. В 2017 году дорогу над Будвой отремонтировали, участок Будва — Цетинье в отличном состоянии. Над Будвой делают много видовых площадок вдоль дороги. И виды, которые здесь открываются на всю Будванскую ривьеру одни из самых лучших в Черногории.


Отличная видовая площадка с шикарными видами на всю Будванскую ривьеру

Цетинье - небольшой милый городок, культурная столица Черногории, но особо интересного там ничего нет. Несколько музеев, храмы. Приятно прогуляться по его аккуратным улочкам, окунуться в его уютную атмосферу. Здесь тихо и спокойно. Можно посидеть в одной из кафешек в центре, покушать или заказать мороженное, выпить кофе.

Машину можно поставить на большой бесплатной парковке в центральной части города. Бесплатная парковка в центре (42.38713, 18.92652)
Такие машины там можно встретить в Черногории
Симпатичная церковь в Цетинье
Сооружение в Цетинье, один из музеев
Один из домов в центре Цетинье
Центральная улица Цетинье
Здание в центре Цетинье Очень симпатичная площадь в Цетинье

На гору Ловчен (координаты: 42.399902, 18.837514), к мавзолею Негоша от Цетинье идет очень приятная, качественная дорога собственно через сам парк Ловчен . Встречных, да собственно, и попутных машин очень мало. Открывайте окна, наслаждайтесь природой, и дышите прекрасным свежайшим горным воздухом! Это национальный парк, местные машины здесь ездят редко, в основном в выходные. Основная дорога Котор — Цетинье проходит в стороне. Недалеко от мавзолея есть развилка, на которой можно свернуть к городу КОТОР. Т.е к мавзолею идут 2 дороги - от Цетинье и от Котора. Перед мавзолеем есть бесплатная стоянка для авто (координаты: 42.398000, 18.840162) . Она не большая, но когда нет мест, машины выстраиваются просто вдоль дороги. Вход в сам мавзолей стоит несколько евро, за мавзолеем есть смотровая площадка, с которой открывается вид на Боко которскую бухту. Если погода будет ясная, то с верхней точки увидите всю Черногорию! Нам с ясной погодой не очень повезло, но в целом очень понравились виды, ну и не жарко было, это тоже плюс!

Далее мы направились в сторону Котора. Вид на Котор с верхней точки серпантина просто, а б а л д е н ы й!!! Это что-то! Не передать ни словами, ни фото, ни видео! Очень рекомендую (опять же лучше в ясную погоду)!



ЗДЕСЬ . Координаты: 42.40086, 18.7935 . Вход - бесплатный - фотографируйся - не хочу! Когда мы были на этой площадке, еще и гром грохотал (на видео немного слышно) Тем, у кого не большой опыт вождения, на серпантине будет не уютно, а местами, возможно и страшно (см. конец видео). Дорога местами очень узкая. Но таких дорог в Черногории очень много - это и дорога в монастырь Острог, и вдоль Скадарского Озера, и на реку Црноевича.
Про эту видовую площадку я написал в статье . По моему мнению, — это одно из самых интересных мест в Черногории!

В целом маршрут очень понравился. Если Вы на машине, то очень рекомендую проехаться по этому маршруту! Масса положительных впечатлений Вам обеспечена! На мой взгляд, это один из основных маршрутов, которые обязательны для знакомства с Черногорией!

Ехать можно и в обратном направлении: Котор — Ловчен — Цетинье — Будва. Но именно первый вариант Будва — Цетинье — Ловчен — Котор мне понравился больше.

Наше видео. Как мы поднимались на машине из Котора на эту видовую площадку:

. Первый порадовал ценой, взяла автомобиль за 10 евро в сутки, и оформила все буквально накануне. Правда, машина была не очень чистой, плюс из-за ошибки в заказе вместо автомата мне пригнали механику. Машину быстро поменяли, но все равно пришлось подождать. В целом, отзывы в интернете хорошие, а сотрудники отзывчивые и доброжелательные, так что остались положительные впечатления.

Второй сервис - RentalCars - агрегатор, где можно найти разные компании по прокату. Здесь авто обошлось мне в 30 евро за сутки. Документы оформили быстро, машина была в хорошем состоянии, в дороге показала себя молодцом.

Также вы можете арендовать машину через «Островок». Просто напишите на [email protected] , расскажите о деталях поездки и укажите пожелания к машине. Специалисты свяжутся с вами и подберут автомобиль.

Что надо знать, когда берёшь авто

1. Дороги бесплатные.

Единственное место, где взимается плата, - проезд через туннель Созине к городу Бар. Но и его можно объехать по бесплатному участку.

2. Найти и оплатить парковку достаточно просто.

Есть как платные, так и бесплатные паркинги. Цены на платные парковки везде разные, узнавать нужно на месте. Иногда можно припарковаться на целый день за один евро, а иногда только час стоит два.

3. Не паркуйтесь близко к другим машинам.

Отношение к автомобилям у местного населения очень потребительское: пылинки не сдувают и особо не берегут. Ваше авто могут поцарапать, просто открыв в него дверь собственной машины на парковке. Если боитесь таких ситуаций, лучше возьмите у прокатчика полную страховку.

4. Уточните, есть ли у арендованной машины green card.

Это международная страховка, которая позволяет выезжать за пределы страны. Расстояния в Черногории маленькие, за день вполне реально доехать до соседней Сербии, Албании или Боснии. Но если green card у машины нет, покидать Черногорию вы не можете.

5. Скачайте GoogleMaps и Maps.me.

Чтобы уверенно передвигаться по стране, пользуйтесь сразу двумя картами. Первая иногда путает маршруты, но на ней можно найти практически любые места. Maps.me достаточно точно рассчитывает маршруты, но иногда, особенно в глубинке, прокладывает путь по пунктирным дорогам. В гористой местности ездить по такими дорогам трудно, так что лучше езжайте по основной трассе.

6. Будьте осторожны на серпантинах.

Серпантинов и узкий горных дорог в Черногории много, особенно в Дурмиторе, и часто двум машинам разъехаться непросто. Местные жители ездят довольно быстро даже в опасных местах, лихачат на поворотах и вообще весьма бесстрашны. Но не берите с них пример: ведите машину медленно и осторожно с учетом непредвиденных встречных водителей.

Маршрут на полный день Будва – Дурмитор

Расскажу вам об одном из любимых маршрутов. Он прекрасен своей атмосферой, местами, где по-настоящему отдыхаешь душой, наслаждаешься тишиной, природой и забываешь про давящую цивилизацию.

А - Будва, B - монастырь Морача, C - парк Биоградская гора, D - мост Джурджевича, E - Чёрное озеро в Дурмиторе

Для удобства будем считать отправной точкой Будву - один из самых известных туристических городов. Выехать из Будвы советую в семь-восемь утра, чтобы легко промчать по полупустым дорогам, хотя в не сезон пробок и так не будет. Общий маршрут с остановками, прогулками, перекусами, фотографиями и обратной дорогой займет 15-20 часов. Переезды небольшие и в тот же день получится вернуться обратно. Но можно предусмотреть ночевку в Колашине или Жабляке и разбить маршрут на два дня.

Будва – Монастырь Морача

Дорога с побережья до монастыря займет 1,5-2 часа. Путь пролегает через горы, а после Подгорицы - через каньоны рек, где захочется останавливаться каждые 500 метров и рассматривать все вокруг.

Монастырь Морача был основан в 1252 году, и современники считают его важным памятником Средневековья на Балканском полуострове. Монастырь находится в каньоне реки Тары, со всех сторон окружён горами и утопает в сочной зелени. Для меня это своеобразное место силы: здесь царят спокойствие и тишина, которые наполняют энергией и полностью перезаряжают.

Погуляйте по территории, загляните в сад с розовыми кустами, попейте воды в небольшом источнике. Считается, что вода целебная, так что местные и туристы набирают её в бутылки и увозят с собой. Также тут есть маленькая пасека и продаётся монастырский мёд. При желании вы можете пообщаться со священником и поставить свечки, а после прогулки выпить прохладительных напитков в небольшом деревянном кафе.

Монастырь Морача – парк «Биоградская гора»

Все по той же живописной дороге, через город Колашин, вы поедете в национальный парк «Биоградска гора». Если вы уже проголодались, то заезжайте в Колашин и перекусите в ресторане «Савардак» - небольшое уютное заведение в виде юрты. Здесь готовят национальную еду и традиционный северный качамак - сытное блюдо на основе картофеля и кукурузной крупы. После такой «заправки» можно смело отправлять дальше и исследовать национальные парки и озера.

Гордость парка - Биоградское озеро, расположенное в природной межгорной котловине над уровнем моря. Это озеро считается крупнейшим среди других шести озер парка. Часа хватит, чтобы исследовать место, полюбоваться природой и даже покататься на маленькой лодке.

Парк «Биоградская гора» – мост Джурджевича

Дорога от Биоградского озера до моста займет около часа. Это одно из известных туристических мест, но очарования от этого меньше не становится. Мост Джурджевича парит над рекой Тарой на высоте 172 метра. Пожалуй, это лучшая смотровая площадка на каньон и лазурную горную реку. Когда стоишь посередине моста на пешеходной зоне и смотришь вокруг, дух захватывает напрочь: под тобой пропасть, а вокруг необъятные просторы и уходящий вдаль леса.

Любители экстрима могут прокатиться на зиплайне - пролететь над каньоном Тары на стальном канате от одного берега реки до другого. Впечатлений хватит надолго! Если предпочитаете спокойно созерцать прекрасное, расположитесь в кафе с видом на мост и подкрепитесь десертом.

Мост Джурджевича – Чёрное озеро в Дурмиторе

Следующий пункт - Crno Jezero, или Чёрное озеро. Я слышала легенду, что озеро называют чёрным не из-за каких-то мрачных историй, а благодаря природным особенностям местности. Озеро окружено горами, над ним часто нависают облака и кажется, что вода почти черного цвета - отсюда и название.

Чтобы пройти к озеру, нужно будет купить билет в парк «Дурмитор», стоит около 4 евро. В этих местах уже чувствуется север - температура ниже, чем на юге, а вокруг преимущественно хвойные леса. Обязательно возьмите теплую кофту или даже куртку, чтобы гулять было комфортно. По дороге к озеру можно купить лесные ягоды. Поскольку Дурмитор один из самых экологически чистых районов Европы, за качество лесных вкусняшек можете быть спокойны.

Когда вы пройдете пешую тропу и доберетесь до берега, поймете, почему я советую здесь побывать. Цвет воды поражает, вокруг густые ели и высоченные горы. Пляжей тут нет и не зря: если вы не «морж», то купаться холодно даже летом. Температура воды на четыре-шесть градусов ниже температуры воздуха. Оценивайте свои силы. Я бы рекомендовала плавать в море, в тёплой воде, а сюда приезжать ради природы. Хотя некоторые туристы делают быстрые заплывы для галочки.

Можете взять лодку и покататься по озеру или же устроить ягодный пикник на берегу, поедая землянику и чернику, купленные по дороге. Редкой красоты природа делает Чёрное озеро идеальным местом для фотосессий, тут есть где разгуляться. Кроме того, вокруг всего озера проходит пешая дорожка, пройти её можно за 2-3 часа.

Чёрное озеро - конечная точка нашего маршрута. Теперь можно возвращаться в Будву, обратная дорога без остановок займет примерно 3,5 часа.

Где остановиться

Если хотите разбить маршрут на два дня, рекомендую остановиться в Колашине или Жабляке. Колашин вы как раз будет проезжать после монастыря Морачи. Тут много прекрасных отелей с бассейнами, спа и хорошей кухней. Например, - уютный отель с деревянной отделкой, расположен прямо по пути, так что не придётся петлять и уходить с маршрута.

Более бюджетный, но такой же комфортный вариант для ночёвки, - отель . Он находится рядом с горнолыжным комплексом, так что если дорога вас не очень утомила, отправляйтесь в Ski Сentar Kolasin. Здесь работает подъёмник, который вознесёт вас на высоту 1450 метров - оттуда открывается роскошный вид на горные массивы и леса с вековыми пихтами.

Второй вариант для остановки на ночь - Жабляк. Это маленький городок с населением 4200 человек, он будет уже в самом конце маршрута. Так что после прогулки к Чёрному озеру вполне можно заселиться в отель и отдохнуть в спа или сходить в ресторан. Из интересных фактов: будете спать на высоте 1456 м, в самом высокогорном поселении на Балканах, и дышать дурмиторским воздухом. Могу порекомендовать очаровательный - тут есть бани, спа и собственный ресторан. Другой вариант - коттеджный комплекс , который находится прямо на территории национального парка Дурмитор.

Памятка для путешествующих по маршруту Будва-Дурмитор

  • Решите, разбивать маршрут на два дня или нет. Если хотите остановиться на ночевку, забронируйте отель в Колашине или Жабляке.
  • Возьмите тёплые вещи - в национальном парке Дурмитор будет достаточно прохладно.
  • Не паркуйтесь близко к другим машинам, сосед может поцарапать ваше авто и уехать, а с прокатчиками объясняться вам.
  • Не лихачьте на серпантинах, ведите машину осторожно и не разгоняйтесь.

Редакция выражает благодарность Анастасии Колесниковой www.akolesnikova.ru за предоставленные фотографии.

В начале сентября 2013 года мы вдвоем с мужем путешествовали по Черногории на арендованном авто в течении 2-х недель. Живем мы в Екатеринбурге, поэтому ехать в Черногорию на своей машине не рискнули, хотя к Черноморскому побережью катались.
Мы и в этот раз собирались поехать к Черному морю, но за 2 недели до отпуска планы поменялись. Если не к нашему морю ехать, то решили на Адриатику. Выбрали Черногорию, т.к. виза не нужна, море там чистейшее.
3 года назад мы объехали всю Майорку (испанский остров в Средиземном море) на арендованном авто, нам очень понравилось. Поэтому и сейчас решили не сидеть на одном месте, а на машине поездить по стране, тем более, что валяться на пляже целыми днями скучно.
Итак, очень быстро мы купили билеты на самолет, забронировали отель, машину. Прилетели в аэропорт Тивата рано утром, а наша машина уже нас ждала возле аэропорта на стоянке. Арендовали мы ее в Еврокаре, это был Оппель с автоматикой и кондиционером.
Вот наша машинка:


Очень быстро оформили документы, погрузились и поехали в отель, следуя указаниям нашего навигатора. Отель был в пригороде города Будва, в 2 км от ближайшего пляжа JAZ. Отель Аруба 4* предназначен для автотуристов, есть стоянка на территории отеля, бассейн, теннисный корт, велосипеды бесплатно. Номер был 2-х комнатный, с большим балконом, с TV в каждой комнате, кондеем. В общем, отлично устроились.
Еда в Черногории недорогая, порции огромные, одной порцией (мясо с гарниром, салат) мы вполне наедались. Ракия с легким ароматом винограда, вина очень понравились. Поразили цены на кофе: чашечка натурального кофе стоит дешевле растворимого и дешевле чая в пакетиках!
Рыба гораздо дороже, чем мясо, курица.
С местными жителями лучше разговаривать на русском - они понимают, и их можно понять. А английский понимают далеко не все.

В этот же день мы поехали обследовать пляжи. Пляжи в Черногории разные - песчаные (пляжи Ада Бояна, Ульцина, Королевский пляж возле острова Сан-Стефан, пляж «Голубые Дали» на п/острове Луштица), мелкогалечные и крупногалечные (это все остальные пляжи).
Вода везде чистейшая, прозрачная, была достаточно теплая. Вход на пляжи был везде свободный, кроме пляжа у Сан-Стефан и пляж Плоче. Плоче мне понравился, это искусственный пляж - в скалах были вырублены террассы, сходы в море, обустроены бассейны с морской водой для взрослых и детей. Если вы не хотите купаться среди волн прибоя, то пожалуйте в бассейн!

Вот он, Плоче:


А вот бассейн для взрослых:

На галечных пляжах встречаются морские ежи, поэтому купаться надо в тапочках.

Вот еще пляжи:




Нам больше всего понравился галечный пляж в поселке Бульярица, недалеко от Петроваца - там за небольшую плату можно проехать к самой воде. Пляж этот длинный, и вдоль всего пляжа тянется грунтовая дорога (в метрах 20 от линии прибоя), вот на этой дороге и ставят машины.
С погодой нам повезло - было не очень жарко, больше +30 не было, переменная облачность, вода теплая.
Расскажу о дорогах.

Дороги в Черногории хорошие, но по одной полосе в каждую сторону. Две полосы я наблюдала лишь на подъезде к Подгорице, ну, это понятно - столица. Дороги все с хорошей разметкой, снабжены толковыми знаками. Гаишников не много, столкнулись с ними лишь один раз, и то на равнинной прямой дороге. Стояли они за кустами и ловили расслабившихся на прямой, ровной, пустой дороге водителей за превышение скорости. По всей Черногории максимальная скорость 80 км/час! За превышение штраф 40 евро!
На горных дорогах полиции нет - ей там просто негде стоять. Рекомендации дорожных знаков приходится соблюдать для собственной безопасности.
Водителей было двое. Машина вела себя хорошо, не ломалась, кондиционер в машине нам не понадобился, т.к. было не очень жарко. На Черногорских заправках можно бесплатно подкачать колеса (есть стойка с подачей сжатого воздуха, манометр), за небольшую плату пропылесосить салон. Черногорские водители в большинстве своем не лихачат, вежливые. За все время пребывания там мы не видели аварий на дорогах!
ПОБЕРЕЖЬЕ

Вдоль всего побережья Черногории от Хорватии до Албании протянулась оживленная трасса - по ней мы и передвигались от пляжа к пляжу, от городка до поселка.

Вот так выглядит побережье с этой дороги:


Самая, пожалуй, известная достопримечательность на побережье - это остров-отель Сан-Стефан:


Зевак туда не пускают, проход только для проживающих.

Это город Будва, вид с горной дороги:


А это Будва, старый город, пляж и романтический берег:





Последним пунктом посещения на побережье был остров Ада-Бояна. Это остров, намытый впадающей в море рекой Бояна, это, по сути, дельта реки. С одного берега - Черногория, а с другого - Албания. На острове все пляжи из мелкого речного песка, дно моря тоже песчаное, пологое, удобное для купания. Местность там уже плоская, дорога прямая и ровная.

Вот она, река Бояна перед слиянием с морем:

ЛУШТИЦА

После исследования побережья в юго-восточном направлении мы направились на запад, в Боко-Которский залив и полуостров Луштица.
Луштица на меня произвела удивительное впечатление! Мы собирались объехать полуостров за несколько часов, но он оказался настолько интересным, что мы вернулись домой затемно.

Луштица - это первозданные лавовые берега, волны, бьющиеся о камни, ослепительное море, ветер, почти нетронутая природа, и безлюдье!










Это старая крепость, построенная на краю полуострова, на другом берегу Боко-Которского пролива уже Хорватия, на их берегу тоже крепость, мы в бинокль рассматривали ее.
На Луштице есть лагерь любителей жить в единении с природой. Люди живут в палатках. Там на стоянке мы с удивлением обнаружили маленькую машинку Матис с Челябинскими номерами! Как она доехала с Урала до Черногории?

БОКО-КОТОРСКИЙ ЗАЛИВ

После Луштицы мы отправились в путешествие вокруг Боко-Которского залива.
Как пишут в путеводителях, залив этот - самый глубокий в Европе. по сути, это фьорд.
В залив заходят круизные корабли, останавливаются в порту Котора:

Отправились в эту поездку мы рано утром, а вернулись в 9 вечера. Проехали Котор, Доброту, Биелу, Херцег-Нови, Турско, это граница с Хорватией. Обратно вернулись в Биелу и на пароме переправились в пос. Ластва, оттуда в Тиват и в Будву.
Дорога отличная, конечно же по полосе в каждую сторону. Берега залива гористые, красивые, много отелей по берегам.
Вот фото залива:
Старая часовня:

Парусник в гавани Тивата:


Это недалеко от границы с Хорватией, виден Херцег-Нови:

На пароме:





СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО

Затем мы отправились к Скадарскому озеру, опять же самому большому озеру в Европе!
Это озеро-заповедник, там водится много водоплавающих птиц. Треть озера находится на территории Албании.
Ехали мы к озеру из Будвы по указаниям навигатора через горы. Это было страшно! Дорога - серпантин, обрыв внизу, даже остановиться для фото было негде, да и не до того было… Хотя потом мы узнали, что можно было до Бара ехать вдоль берега, потом по тоннелю прямо к озеру. Правда, проезд по тоннелю платный.
И вот, приехали мы к озеру, на въезде местные берут неопытных туристов в оборот, предлагают покатать по озеру. Мы клюнули на это. И вот вместе с парой из России мы поплыли на лодке. Лодка с мотором, конечно, есть навес от солнца и дождя. Меня поездка не впечатлила - на Урале таких озер полно, и даже лучше.

Вот это островок с бывшей тютьмой:

Там, вдали, виден Албанский берег:

ПОДГОРИЦА
Обратно мы поехали через Подгорицу. Подгорица - столица, но столицей она стала лишь в 20 веке. А до этого столицей был город Цетине.

Подгорица меня не впечатлила - обычный современный город. Интересен мост через реку Морача, называется «мост Тысячелетия»

И памятник В.С.Высоцкому:

ЦЕТИНЕ

После Подгорицы мы возвращались домой через Цетине, но в сам город заехали позже.
Дорога из Подгорицы до Цетине отличная, ведь в Цетине до сих пор размещаются некоторые гос. учреждения и посольства.

Это министерство культуры:

Это мужской монастырь:

Вот такая погода была в Цетине:

А так мы ехали из Будвы в Цетине, в горах был туман, видимость 10 метров, но после подъема в горы туман рассеялся.

КАНЬОНЫ
После Цетине мы решили, что можно отправляться вглубь страны в горы, к каньону реки Тара - опять же, самому глубокому каньону после Гранд-Каньона в США!
Хотели еще посетить монастырь Острог, расположенный высоко в горах, но после поездки к Скадарскому озеру я решительно заявила, что с меня хватит этого экстрима…
Снова рано утром мы отправились в горы. путь проложили через Котор, после Risan сворачиваем на Ледениче, это новая дорога ведущая в Никшич. После Никшича сворачиваем на Savnik, и далее до моста через Тару.
После подъема от Боко-Которского залива в горы по серпантину, мы выехали на прекрасную прямую, ровную дорогу, проложенную по плоскогорью, и такая дорога практически была до Никшича.

Вот такое озеро «Соленое» есть недалеко от Никшича:


Никшич - промышленный город, его мы проехали, не заезжая.
Следующий город на пути был Жабляк, самый высокогорный город в Черногории. В его окрестностях есть горнолыжные трассы.

Это окрестности Жабляка, в этих домиках зимой останавливаются приехавшие покататься с гор:


Все объявления здесь о сдаче домиков дублировались на русском.

И, наконец, цель нашей поездки - арочный мост через каньон реки Тара, «мост Джурджевича»:


Возле моста всегда туристы, приезжают на экскурсионных автобусах, машинах. Есть большая бесплатная стоянка.
Конечно, есть кафешки, сувенирные ларьки. Есть там развлечение - переправа на тарзанке с одного берега на другой.

Это, собственно, каньон:



Приехали мы к мосту к обеду, т.е. ехали около 6 часов. Обратно решили ехать другой дорогой - через Мойковач, Колашин, Подгорицу, Цетине, Будва. Обратно дорога положена вдоль каньона реки Тара, а после Колашина до Подгорицы - вдоль каньона реки Морача.
Это каньон:



Пожалуй, обратная дорога была интереснее, чем дорога до каньона, т.к. пролегала вдоль рек Тара и Морача по очень живописным местам, проехали много населенных пунктов. В Мойковаче видели соленые озера, где добывают соль.
Правда, дорога обратно заняла больше времени.

Как видно по снимкам, погода в Черногории была переменчивая. По ночам шли дожди с грозами, иногда и днем был дождь. Но на побережье всегда хотя-бы полдня было солнце. Ночные тучи днем уходили к горам, и там, зацепившись за них, ожидали ночи.

Это все про наше путешествие.

В данном фото-отзыве вы найдете исчерпывающий список и карту всех достопримечательностей Черногории , которые можно посмотреть летом или зимой за 1-2 недели, также здесь составлены оптимальные маршруты для однодневных путешествий по Черногории.

В посте дается краткое описание, можно кликнуть по названию и открыть статью с подробным рассказом, фото и информацией о том, как добраться и сколько это стоит .

Совет . В Черногории безумно красивая природа, но общественный транспорт во многие места не ходит.

Если не планируете брать в , чтобы ездить по достопримечательностям Черногории самостоятельно, то рекомендую рассмотреть вариант покупки групповых экскурсий.

Здесь очень большой выбор туров одного дня. Если нужно выбрать всего одну-две экскурсии, то самые интересные эти:

1. Экскурсия по Бока-Которской бухте , 25€ взрослые и 12€ дети

Если экскурсии брать не планируете, то ниже описано, что посмотреть в Черногории самостоятельно.

Содержание статьи

Если вас заинтересовало описание какого-то дня, кликните по его названию, чтобы почитать подробнее про эти достопримечательности.

Выбор транспорта

Благодаря компактным размерам страны, большинство достопримечательностей Черногории можно посетить в рамках однодневных поездок из Будвы или других курортов.

1. Авто в аренду

В национальные парки и в горы Черногориии автобусы не ходят , а именно там расположено все самое интересное. Если вас как минимум двое, то аренда авто+бензин будет стоить столько же или дешевле, чем поездки на общественном транспорте, особенно на дальние расстояния.

Карта достопримечательностей Черногории

День 1

Котор — Пераст — ферма устриц — Бока Которский залив — пляж Bajova kula

День 2

Крепость Горажда — гора Ловчен — Негуши — Цетине — Липская пещера

, 24 км от Будвы

Цена — бесплатно

Самое современное и надежное сооружение для своего времени (1886г), хорошо сохранившееся до наших дней. Частично заросло травой, стоит на горе между Котором и Тиватом.

, 52 км от Будвы

Время на осмотр — 30 минут-1 час
Чем заняться? Дегустировать пршут и сыр

Негуши — село в горах возле нац. парка Ловчен, где производят черногорский пршут. Однолетний — 16€ /кг, двухлетний — 18€ /кг

, 33 км от Будвы

Цена — 5€

Пещера находится в 5 км от Цетинье. Одна из крупнейших облагороженных пещер Черногории.

Как добраться?

Перечисленные выше места можно посетить только в рамках экскурсии Монтенегро тур за 30€ . Более развернутый вариант — Сердце Черногории — она стоит 50€ , но включает посещение большего количества мест.

Альтернатива — на своей машине или на такси.

Мы ездили на машине, за 8 часов посетили все перечисленное выше, на обратном пути заехали на пляжи Яз и возле Будвы.

Общественный транспорт в Национальный парк Ловчен не ходит. Как вариант, можно доехать на автобусе до Цетинье (4€, 40 мин ), а там нанять такси, чтобы вас отвезли на гору Ловчен и привезли обратно в Цетине (20-25€ за такси с учетом ожидания).

День 3

Герцег Нови — пляж Жаница — Голубая пещера — крепость Мамула

, 45 км от Будвы

Самый зеленый город Черногории на границе с Хорватией. Смотрим монастырь Савина, три крепости, старый город и пляжи. Если поедете с групповой экскурсией, времени на осмотр будет мало.

Голубая пещера

Из Герцег Нови есть экскурсии, которые предусматривают посещение не только пляжа Жаница, но и Голубой пещеры (8€). На пляже Жаница тоже можно купить экскурсию в Голубую пещеру за 3€

На катере вас привезут в грот, где можно купаться. Минус лишь в том, что место популярное, поэтому в пещере будут другие катера и много туристов.

Как добраться?

Посмотреть Герцег Нови, Голубую пещеру, пляж Жаница и Тиват можно в рамках морской прогулки по Герцег-Новинскому заливу за 45€ . Эта экскурсия рассчитана на целый день.

Также можно добраться до Герцег Нови и пляжа Жаница самостоятельно на машине за 1 час через паромную переправу в Тивате (4.5€ за машину, люди бесплатно).

Альтернативный вариант — приехать в Герцег Нови на автобусе (5.5-6.5€ с человека в одну сторону из Будвы, 1ч15м или 2 часа по объездной) и уже на месте купить прогулку на катере (5€ за Жаницу + 6€ за голубую пещеру и крепость Мамула).

День 4

Тиват — Порто Монтенегро — пляж Калардово — остров Цветов

Тиват, 25 км от Будвы

В Тивате можно посмотреть набережную, ботанический сад, дворец Буча, парки, городские пляжи, а главное — яхтенную марину Порто Монтенегро.

Пляж Калардово, 22 км от Будвы

Южнее Тивата есть небольшой обустроенный пляж Калардово (песок и мелкая галька). Там ресторан, стоят качели для детей, можно арендовать шезлонги и зонтики. Если хочется искупаться в море в районе Тивата, можно это сделать в Калардово. Заодно понаблюдать, как взлетают самолеты (аэропорт совсем рядом).

С Калардово можно сходить пешком на остров Цветов — там тоже пляжи и развалины монастыря Св. Михаила.

Как добраться?

В Тиват можно приехать на автобусе из Будвы (3-4€ , каждые полчаса, в пути 30 минут ) или на авто.

Если времени на отдых в Черногории мало, можно посмотреть Тиват и яхт-марину Порто Монтенегро по дороге в Герцег Нови (день 3 ). Также можно приехать в Тиват к бассейну Лидо мар на целый день, если море штормит или если надоели шумные переполненные пляжи.

День 5

Пивское озеро — Жабляк — нац. парк Дурмитор — мост Джурджевича и каньоны рек Тара, Морача — монастырь Острог

Пивское озеро , 170 км от Будвы

Здесь смотрим озеро и Пивский монастырь 16 века. Must see в Черногории.

Жабляк , 187 км от Будвы

Жабляк — центр горного туризма Черногории возле парка Дурмитор. Если едете на автобусе, нужно покупать билет в Жабляк. В этом городке вся инфраструктура (жилье, кафе).

Мост Джурджевича , 201 км от Будвы

, 100 км от Будвы

Монастырь Острог (17 в) — главная святыня Черногории. Расположен в скале на высоте 900 м над морем. Здесь хранятся мощи Святого Василия, к которым съезжаются паломники со всей Черногории. У мощей обычно просят здоровья или детей. Место действительно светлое и энергетически сильное.

Как добраться?

На севере и северо-востоке Черногории безумно красиво, поэтому если вам нужно выбрать всего одну экскурсию, рекомендую посетить каньоны и национальный парк Дурмитор.

Это крайне насыщенный маршрут, но вполне осуществимый. Выезжать лучше рано утром.

Мы ездили в Дурмитор на машине и успели за один день посмотреть все перечисленные выше места, накрутили 500 км за 12 часов . Чтобы погулять по пешеходным тропам парка Дурмитор, одного дня явно недостаточно. Лучше ехать с ночевкой.

При подготовке к поездке я руководствовалась описанием с некоторыми корректировками.

Планировалось ехать только в нац. парк Дурмитор и к реке Таре, но в итоге успели еще и монастырь Острог на обратном пути посетить. Приехали в Острог в 6 вечера, когда последние экскурсионные автобусы увезли туристов на курорты. Никаких очередей (днем можно час или два простоять в очереди к мощам).

Альтернативная дорога. Если вы не поедете в Острог, можно возвращаться обратно по трассе через Колашин на Подгорицу, посмотреть по пути национальный парк Биоградска гора , каньон реки Морача и погулять по подвесному мосту через реку Морача (он на моей карте достопримечательностей обозначен в описании 5 дня, красные значки).

Все эти места, кроме Острога, можно посетить в рамках . Ищите название «Каньоны» — 40€ или Гранд Каньоны - она более насыщенная и стоит 65€ с человека.

Монастырь Острог можно посетить в другой день, купив экскурсию по монастырям, стоит 25€

На общественном транспорте можно добраться до города Жабляк. Ходит один автобус из Будвы в 8.45, стоит 16€ в одну сторону, в пути 5 часов . Если этот автобус не подходит, то едем из Будвы до Подгорицы и там садимся на автобус до Жабляка (4 рейса в день).

День 6

Улцинь — Велика плажа — остров Ада Бояна — Бар

, 70 км от Будвы

Курорт на юге Черногории на границе с Албанией. Знаменит песчаными пляжами и особой атмосферой (играет энергичная албанская музыка, совсем другой контингент отдыхающих, чем на Будванской ривьере)

Бар , 52 км от Будвы

В Баре есть Старый Бар и Новый Бар. В Старом городе (вход 2€ ) мечеть, крепость 17 в, церковь и собор, старая олива (2000 лет). Новый Бар — крупнейший порт Черногории и популярный курорт (сомнительный выбор для пляжного отдыха, но отдыхающих хватает).

Как добраться?

Для отдыха я бы эти места не выбирала, а вот на день съездить в Улцинь и покататься по окрестным пляжам непременно стоит. Пейзажи и море совсем не такие, как на севере страны.

Если едете на автобусе (7.5€, 2 часа ), придется очень много ходить или тратиться на такси, т.к. расстояния большие, а общественного транспорта между Улцинем и пляжами нет. Лучше ехать на своем авто, чтобы посмотреть и город, и длинный пляж, и остров Ада Бояна.

Бар можно посетить по дороге в Улцинь или на обратном пути. Если целенаправленно хотите только в Бар, то из Будвы ходят автобусы (5€, 1 час ). От Нового Бара до Старого 5км . Можно дойти пешком или доехать на автобусе за 1€ .

День 7

Скадарское озеро — Риека Црноевича — Подгорица

Скадарское озеро, 43 км от Будвы

Скадарское озеро — один из крупнейших птичьих заповедников в Европе. Едем в город Вирпазар, там катаемся на лодке по Скадарскому озеру до крепости Гможур. Можно посетить и другие озерные монастыри на островах.

Подгорица, 64 км от Будвы

Статьи по теме