Путешествия и всего по чуть-чуть. Предупредительный выстрел в голову Что взять туристу с собой

Идея поснимать Териберку - поселок, где происходили съемки Левиафана, - обернулась целой эпопеей, в результате которой я 2 раза за неделю побывал в Мурманске и намотал больше 4 000 км на машине.

Сперва я отправился на Кольский полуостров на машине, второй раз - самолетом. Первая попытка окончилась неудачей - проехав 2000 километров, мы застряли в адских сугробах не доезжая 18 километров до Териберки и вынуждены были повернуть назад. Второй раз оказался более удачным и я все таки смог своими глазами увидеть этот поселок и понять правда ли он на столько ужасен, как пишут сейчас многие, или, в погоне за трендом, его показывают однобоко, оставляя за кадром все хорошее.

В этом посте я расскажу о том, как добраться до Териберки и что вы увидите по пути...

P.S. Все блеклые и некрасивые фотографии в начале поста сделаны на Димин Canon, а все красивые и яркие на мой Nikon.

Трасса Р-21 или федеральная автодорога "Кола" проходит от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск. В общем и целом дорогая неплохая.

Я ехал следующим образом:

От Москвы выехал в сторону Питера по Ленинградке и за Великим Новгородом, после Чудово, повернул на Кириши. Срезочкат эта, конечно, так себе - дорога узкая и петлявая, но экономит больше 100 километров, так что можно потерпеть.

Я туда заехал уже затемно, плюс шел густой снег крупными хлопьями. Дорога не освещена и ехать было нереально сложно затруднительно. Было ощущение, что я попал в фильм Звездные войны и включил гипердрайв в межгалактическом пространстве. Пришлось выключить дальний свет, так как его отражение от снежинок меня слепило, и ехать на ближнем и противотуманках. При этом машин там мало, а дорога быстро покрывалась снежным покрывалом. Скорость упала до 40км/ч, так как просто не было видно, где дорога.

Выскочил на Р-21 после Волхова в районе Старой Ладоги. Дорога стала прямее и оживленнее. По следам от впереди идущих машин стало видно, где моя полоса, а где встречная.

Изначальный план был доехать в первый день до Петрозаводска (900 км), а к вечеру второго дня добраться до Мурманска (еще 900 км). Однако, срезка и плохая погода так меня вымотали, что мы остановились на ночлег в городе со странным названием Лодейное Поле.

Следующим утром стартовали в сторону Петрозаводска. От Лодейного Поля до него идет нормальная и пустынная дорога. Первые километров 250 после Петрозаводска в сторону Мурманска трасса широкая, прямая и двухполосная. Ехать одно удовольствие. Позже она начинает петлять по холмам. Легковушки пропадают и попадаются в основном одни фуры.

Первый крупный город - Мончегорск, находится не доезжая где-то 100 км до Мурманска, так что перегон длинный и остановиться по пути особо негде - только на редких заправках.

От Мончегорска до Мурманска трасса опять становится двухполосной в каждую сторону и невероятно красивой (парочка фотографий с красотами под катом):

Чтобы попасть в Териберку, надо свернуть на восток километров за 10 до Мурманска, проехать 100 км в сторону Туманного, а потом свернуть на север. Вам останется 42 километра до Териберки, но, если вы решите ехать зимой, они будут самыми сложными на всем вашем маршруте. О нашей борьбе с непогодой на этом участке смотрите подробный рассказ с картинками под катом.

А вот обратно от Мончегорска до Москвы я добрался за 23 часа. 1800 километров за раз в один руль - это мой новый рекорд.

В предыдущий день умотались, безуспешно пробиваясь в Териберку и легли спать в 6 вечера. Проснулся без будильника в четыре утра и в половину пятого выехали, чтобы не толкаться с фурами на дороге.

Первоначальная задача была доехать до Петрозаводска, но мы там были уже в час дня. Не останавливаться же! Так что поехали дальше, до Лодейного Поля. Там были в 4 дня. Тоже рано для ночевки. Двинули на Новгород, куда доехали в 9 вечера.

И тут я подумал, что осталось всего 6 часов до Москвы по понятной Ленинградке, где я уже названия всех деревень наизусть знаю. И я поехал дальше. Хотелось сделать сюрприз для детей. Представляете, они утром просыпаются, а папа уже дома!

Оба дня пути в Мурманск был сильный снегопад. Дорогу не везде успевали расчистить:

3.

Половина дорожных знаков была залеплена снегом и оставалось только догадываться об их смысле и предназначении. Особенно это осложняло движение ночью, когда итак ничего не видно, что там впереди:

4.

Периодически возникали очаги дорожных работ. Самый крупный был километрах в семидесяти за Кемью. Там он растянулся на 20 километров и движение сильно замедлилось из-за "взорванного" тяжелыми грузовиками дорожного покрытия.

По дороге туда и обратно видели только одну аварию. На горке в Зеленоборском фура сошла в кювет, а две другие замерли на подъеме, перекрыв все движение по федеральной трассе. К счастью, их довольно быстро утащили наверх трактором:

6.

Лодейное Поле - небольшой городок на северо-востоке Ленобласти, на левом берегу реки Свирь. Лучшая гостиница - отель Петровский (около 2000 руб. за ночь с лица). Блок отеля граничит с цехом неустановленного производства и следственным отделом, расположенным на первом этаже здания. Впрочем, наличие таких "соседей" не помешало компании под окном моего номера пить полночи водку и орать на всю округу:

7.

Петрозаводск куда более продвинут нежели Лодейное поле, и, если вы соберетесь на авто в Мурманск из Москвы, постарайтесь спланировать свой маршрут так, чтобы заночевать в нем:

8.

9.

В Петрозаводске самый роскошный KFC в России. Из Дома Культуры его что-ли переделали?

10.

Центр города приятен и ухожен (снято на Canon):

11.

А на окраине все как обычно: деревянные двухэтажки, промышленные зоны, оптовые базы и частный сектор:

12.

13.

Рядом с Петрозаводском снегоуборочная машина чистила снег, забрасывая потоки снежной грязи в огороды вдоль дорог:

14.

Практически по границе Карелии и Мурманской области проходит полярный круг, о чем сообщает незаметная стела. Начиная с этого места (и далее на север) можно наблюдать полярный день или полярную ночь - не садящееся или не встающее солнце. У стелы ни парковки, ни дорожки к ней. Диме пришлось лезть через сугробы, чтобы сделать селфи со стелой:

15.

До Мурманска от Лодейного Поля за день не доехали. Опять весь день шел снег и ехали не быстро. Ездил я вместе с Димой Марковым, который не умеет рулить. Вообще, Дима, с точки зрения автомобильного путешествия, человек абсолютно бесполезный. Он молчун и всю дорогу либо спит, либо втыкает в телефон. Так что можно сказать, что я был все время в машине в одиночестве. В итоге, решили остановиться переночевать в Кировске (150 км до Мурманска). О нем я уже :

16.

В этом городе тоже снимали часть фильма Левиафан, так что утром мы покатались по городу, а потом поехали в Апатиты и Мончегорск:

17.

К слову говоря, вся дорога от Кировска до Мурманска - одна сплошная красота. Я даже сделаю отдельный пост с этой красотой, а пока пара снимков для затравки:

18.

19.

Ну и с погодой нам повезло. Представьте, что у вас режимный свет в течение пары часов:

20.

Летом дорога на Териберку от Мурманска сильно загружена грибниками. Говорят, даже машину невозможно припарковать вдоль обочины, а зимой тут никого. Машины проезжают раз в час:

21.

Первые 100 км дорога чистая, даже если есть ветер, а вот дальше начинаются заносы, которые чистят шнеком. Правда едет он очень медленно:

22.

В сильную метель, пока дорогу не закроют, териберчане выстраиваются в колонну на выезде из деревни и ждут шнек. Если отстанешь от него метров на 50, то дорогу уже заносит и машина застревает. Все начинают сигналить и шнек возвращается и выдергивет попавший в снежный плен автомобиль:

23.

За шнеком в дороге остается прогрызенная полоса:

24.

Снежный бортик доходит почти до стекла высокого Land Rover Discovery:

25.

Не доезжая 18 км до Териберки мы вначале увидели странную скульптурную экспозицию:

26.

Это местные предупреждают о самом сложном месте на дороге:

27.

В низинке за этой малой архитектурной формой всегда гуляет сильный ветер и дорогу заносит снегом буквально на глазах:

28.

Еще одна проблема - это плохая освещенность. Мы туда приехали в сумерки, когда света фар уже не было видно, а солнечного еще не хватало. Представьте, что перед вами белая пелена без какой-либо фактуры. То есть вы совершенно не видите, где пробита колея, где глубокий снег и, вообще, почищена дорога или нет. Вы ориентируетесь только по вешкам и стараетесь ехать посередине между ними.

В итоге, я даже не видел, что впереди большие сугробы. Мы просто ехали вперед. В какой-то момент я почувствовал, что машина пошла тяжелее. Остановились. Включил понижайку, поднял подвеску, сдал чуть назад. Тоже встал, попытался раскачать машину взад вперед - бесполезно. Ветер так быстро надувал снег под и вокруг машины, что мы повисли на брюхе:

29.

Как все правильные московские пацаны, мы поехали на Север без лопаты и теплых перчаток. А ветер был, я вам скажу, не детский. Начали откапывать машину скребком для снега. Маленьким таким, похожим на детскую лопатку из песочницы.

Через полчаса со стороны Мурманска подъехали ребята на Ниве. Остановились на чистой дороге и пошли к нам, посмотреть, что случилось:

30.

Пока сходили до нас, поболтали, вернулись, их машину уже занесло снегом так, что они тоже "застряли" и не могли двигаться. Хорошо, что у них была настоящая лопата. Мы начали с их помощью откапывать вначале нашу машину более энергично. Дело это все равно было неблагодарное - пока откапываешь задний мост, передний опять заносит снегом:

31.

Еще через часик со стороны Териберки подъехал Лексус. Мы уже осознали бесполезность попыток откапаться. Нам оставалось метров 30 до чистой дороги. Джиперское прошлое научило меня, что много тросов не бывает и я достал из багажника 4 динамических стопы, связал их вместе и этого хватило до Лексуса. Нас выдернули!

После того, как мы снова были на ходу, мы пошли откапывать ребят на Ниве. Впятером мы ее буквально вынесли на руках на чистую дорогу. Правда назад, в сторону Мурманска. Как раз в это время к ним подъехал инкассаторский УАЗик Патриот. Мы замахали руками, УАЗик остановился и немного приопустил окно. Мы: "Там не проедешь". УАЗик: "Мне по...фиг! У меня лебедка!" и сразу поехал. Видимо, боялся, что это засада и мы его будем грабить. Ну-ну. Естественно сел:

32.

Водитель УАЗика, осторожно вышел из машины. Огляделся. Поправил кобуру на поясе и пошел в мою сторону. Попросил разрешения за меня залебедиться. Я не возражал. Пока он разматывал лебедку к нам подъехал новый участник - Буханка из Териберки. Она возвращала врача в город и не особенно спешила. Водитель рассказал, что он в этом месте утром уже сидел и что пока не приедет шнек, никто никуда не поедет:

33.

Инкассаторский УАЗик Патриот зацепился за УАЗик Буханку и стал лебедиться:

34.

Это ему не помогло. Он просто подтаскивал Буханку к себе, вместо того, чтобы самому выбираться из снега:

35.

Как бы ему не хотелось этого признавать, но и он вынужден был остыть и дожидаться шнека:

36.

Через три с половиной часа после того, как мы первыми застряли в этой низинке, на перевале показались фары шнека. Он, как старый бык из анекдота, неспешно спустился с горы, подъехал к УАЗику, легко выдернул его назад и расчистил для всех дорогу:

37.

Световой день уже подходил к концу. У нас был вариант доехать до Териберки за шнеком, но это означало бы, что мы застрянем там до пятницы, так как по прогнозу погода ухудшалась и мы были бы заперты на берегу Баренцевого моря, либо повернуть назад, и, пока дорогу еще не занесло, уехать обратно в Мурманск.

В пятницу мне надо было кровь из носа быть в Москве на открытии фестиваля природы "Первозданная Россия ", так что я принял решение развернуться и поехать обратно в Москву:

38.

Но я не сдался. В понедельник я сел на самолет и прилетел в Мурманск, где вместе с

Итак, все началось с того, что перед новым годом я увидела в интернете фото, прямо-таки поразившее меня своей необычностью. Фото было сделано в поселке Териберка, что находится на самом севере европейской части России, за полярным кругом, на побережье Баренцева моря, на расстоянии 2040 км от Москвы (где я, собственно, живу). Мне тут же захотелось туда попасть!

Однако, изучив вопрос, оказалось, что добраться туда не так просто (хотя в принципе и не сложно). Поезда туда не ходят, и нужно ехать до Мурманска, а оттуда искать кого-то, кто бы отвез до Териберки на большой сильной машине с полным приводом. Почему с полным приводом? Думаю, одного взгляда на карту будет достаточно чтобы это понять.

Однако, навязчивая идея на то и навязчивая, что никак не хотела меня покидать. Чем больше я читала про Териберку и Кольский полуостров, тем больше мне хотелось туда попасть. Последней каплей стало упоминание в интернете, что именно в этом году в районе Териберки ожидается какое-то поистине невообразимое по своей силе северное сияние. Я окончательно лишилась покоя.

Решив, что близкие люди должны разделять и печаль, и радость, и навязчивые мысли друг друга, я просто скинула фото своему другу. Готово! Навязчивая мысль поселилась и в его голове. Таким же нехитрым способом навязчивой мыслью была заражена и подруга. В общем, решили не откладывать и ехать на новогодних праздниках.

Поскольку никто из нас троих пока не нашел сундука с золотом, у своих московских рабочих станков нам нужно было быть к 6 января, то есть у нас было 4.5 дня на все про все. На поезде мы никак не успевали, самолет стоил очень дорого, и мы решили ехать на машине. С правами только Слава. Машина наша, если честно, для таких путешествий не совсем пригодна (уже немолодой гибридный автомобиль), но рассудив, что Судьба любит смелых, в ночь с 1 на 2 января, пока вся страна боролась с последствиями празднеств, наделав бутерброды из оставшихся новогодних яств, и прихватив бутылку шампанского (для торжественного вскрытия на берегу Баренцева моря), мы выдвинулись в путь.

Темно, ехать сложно, дороги покрыты льдом. Решили ехать осторожно, не гнать особо и останавливаться на отдых и сон, как только почувствуем усталость. Не считая мини остановок по зову природы, до Петрозаводска (1020 км) добрались мы на одном дыхании. Но дыхание это все же сбилось, и мы решились на более-менее продолжительную остановку.

Нашли самый дешевый хостел, закинули вещи и пошли гулять по городу. Город, а именно набережная (город стоит на Белом море) произвела очень хорошее впечатление. Видно, что город любим. На набережной есть уличный спортивный зал с большим кол-вом тренажеров. Более того, тренажеры активно используются по назначению (это в январе-то, в темноте, в -25!) К слову, учитывая, что мы проехали 1000 км на север, температура в Петрозаводске была уже существенно ниже чем в Москве, и, несмотря на то, что как нам казалось, мы хорошо утеплились, все же было холодно. Поужинав в шикарном ресторане на берегу замерзшего моря с видом на закованные в лед корабли, отправились в хостел. Хостел оказался очень уютным приятным местом с милыми хозяевами. Внутри было чисто и очень тепло (Слава центральному отоплению России!) Приняв душ и напившись горячего чая, улеглись спать. Поспали часа 3 и выдвинулись в путь. Из Петрозаводска выехали мы часа в 4 утра (3.01).

[||slider||]a:2:{i:0;s:52:"http://s019.radikal.ru/i636/1711/54/9dcf26aa8fe9.jpg";i:1;s:52:"http://s019.radikal.ru/i619/1711/43/e31a1bd3f3de.jpg";}[||/slider||]
Длинные трассы проще преодолевать, если дробить их на меньшие отрезки, так что мы назначили следующим пунктом – указатель Полярного круга (600км на Север от Петрозаводска). Никто из нас раньше не бывал за Полярным Кругом и предвкушение подстегивало нас. Настроение было самое радостное. Мы казались сами себе отважными первооткрывателями. Первооткрывательство состояло в том числе и в том, что маршрут мы глянули мельком, не особо озаботившись тем, чтоб проверить расположение и частоту заправок по дороге. Для тех, кто соберется повторить наш маршрут – по дороге от Петрозаводска до Мурманска есть глухой отрезок пути километров в 300 длинной. Там нет населенных пунктов, заправок и не ловит сеть. Совсем. Только лед, снег и холод. И умопомрачительная красота северной природы. Несмотря на то, что всю жизнь живем в России, и снег у нас 6-7 месяцев в году, то есть по идее уже и не должен удивлять, и поражать, однако мы не могли перестать восторгаться. 50 оттенков белого и видимый холод. Это когда даже находясь внутри машины, смотришь в окно и понимаешь, что там, снаружи - холодно. Очень холодно. И невероятно красиво.

Машине нашей было не легко, она начала как-то ощутимо громче ехать. А мы начали чаще поглядывать на термометр, где каждые 30 км температура падала на градус. Когда до Полярного круга оставалось километров 100, на термометре было -26. А до конечной цели еще 500 километров..

При виде столба-указателя, означавшего границу Полярного круга, выскочили из машины и с детскими визгами ринулись фотографироваться на его фоне. Столб местами был обклеен наклейками футбольных группировок, что несколько смазало ощущение первооткрывательства. Отморозив пальцы и телефоны, двинулись дальше. Следующий пункт – Мурманск. Температура, кстати, продолжала падать, и к моменту прибытия было -38. Попробуйте представить наше состояние, после 2000 км дороги по обледеневшим дорогам, большую часть времени в темноте, почти без сна… и вот мы оказались в -38. -38 на море, где влажность и ветер. Представили? Здорово, правда?

Забронировали дешевую гостиницу через интернет (один известный ресурс, не будем показывать пальцем) и, не ожидая ничего дурного, предвкушали долгожданный отдых в тепле. Однако, проехав километров 10 по жуткого вида промзоне и, уткнувшись в вывеску «похоронная служба домашних животных», мы как-то приуныли. «Гостиницей» оказался какой-то строительный барак из гипсокартона. Внутри было не то что грязно, а вот прямо отвратительно. Сломано было абсолютно все, и не просто не работало, а именно сломано, выломано, вырвано с корнем. Пейзаж как в самых жутких фильмах ужаса. Температура внутри сей обители скорби была градусов на 5 выше чем на улице. Постояльцы данного заведения тоже напоминали зомби-убийц из фильма ужасов. В общем, несмотря на жуткую усталость, решили не оставаться здесь и искать место получше, а именно где есть шанс проснуться живым. Это была, пожалуй, самая негативная часть поездки - попытка вернуть деньги, звонки в интернет-ресурс где совершали бронирование с вопросом, проверяют ли они локации перед тем как их рекомендовать и так далее. В итоге справедливость восторжествовала, и деньги нам вернули.

Как назло, свободных гостиниц или квартир в городе не оказалось, и мы были вынуждены заселиться в соседний барак, где было немного лучше в смысле публики и тепло. Насчет тепло это нам так показалось с улицы. Хорошим показателем температуры внутри сего отеля стал тот факт, что антифриз, рассчитанный на -35, который мы занесли с собой, к утру замерз и превратился в желе. Но не будем о грустном, будем об интересном!

Проштудировав интернет на предмет того, как бы нам увидеть северное сияние, нашли несколько туров. Однако, мы решили, что сами с усами и, скачав несколько приложений ведущих мировых институтов, занимающихся исследованиями северного сияния, и, ориентируясь на информацию о локации и времени вероятного обнаружения сего природного явления поехали на поиски.

Вообще подобное не рекомендуется делать, поскольку мы не знаем район, дороги заносит и можно оказаться в плачевной ситуации, тем более если машина не представляет собой полноприводный джип, приспособленный под такие поездки. Но вспомним про тех, кого любит Удача! Двинулись на поиски.

Сразу договорились не расстраиваться если не удастся увидеть сияние, ведь изначально цель поездки была посмотреть Териберку. Тем более что в ловле северного сияния мы новички. И что же? Не успели мы отъехать и 30 километров от Мурманска, как вдруг часть неба над нами озарилась! Мы выскочили из машины и заорали! Мы прыгали и хохотали, задрав голову, и не могли поверить своим глазам. Я раньше думала, что северное сияние, это что-то вроде радуги, то есть статичное явление на небольшом отрезке неба. Оказалось, это световой ветер, с бешеной скоростью перемещающийся по небосклону и переливающийся всеми оттенками и сполохами. Запечатлеть это на камеру мобильного телефона невозможно. Подруга взяла полупрофессиональный фотоаппарат, но не взяла штатив, который необходим для таких снимков. Поставив аппарат на крышу машины, и придерживая его руками, она пыталась сделать снимки. Минут через 10 мы настолько замерзли, что решили сесть в машину греться. Однако удалось это не сразу, так как руки подруги примерзли к крыше и пришлось аккуратно отдирать ее от машины. Пальцы пришлось греть во рту.

Замерзшие, но счастливые, решили проехать еще немного. Проехав еще километров 50, уткнулись в шлагбаум и КПП. Пообщались с солдатом на КПП, сказали что планируем ехать в Териберку, на что он разулыбался и сообщил, что на завтра прогноз там обещает -52…..верить не хотелось…

Развернулись и собрались ехать обратно в город, ибо усталость брала свое, но тут опять небо озарилось и нашему взору предстало еще более грандиозное зрелище чем первое сияние, которое мы видели! Опять выскочили из машины, опять смеялись и прыгали от восторга! Мимо проезжал военный джип, солдаты в нем увидели нас и остановились. Ну все, подумали мы, сейчас потащат выяснять, что мы делаем на границе закрытой зоны в ночи. Оказалось, они подумали, что у нас сломалась машина, и нам нужна помощь. Узнав, что у нас все хорошо, и мы просто любуемся северным сиянием, джип поехал дальше. Было очень приятно, что люди не проехали равнодушно мимо, а спросили не нужна ли помощь.

Прибыв в наш чудо-хостел и договорившись о встрече на утро с гидом, который бы нас отвез на джипе в Териберку, попадали спать. Несмотря на то, что температура в помещении была сильно ниже нуля (читай выше про антифриз), спали как убитые.

В 8 утра на следующий день мы отправились в Териберку. Гид припас печенье, шоколад и кофе в термосе. Как же это вкусно! Нужно провести на морозе больше 2 дней чтоб по достоинству оценить этот простой перекус. У нас была и простая вода, но она замерзла в лед, и нам пришлось отогревать ее на торпеде.

[||slider||]a:2:{i:0;s:52:"http://s019.radikal.ru/i622/1711/3e/5b18c060aed4.jpg";i:1;s:52:"http://s010.radikal.ru/i311/1711/20/4e8491ee6e79.jpg";}[||/slider||]

От Мурманска до Териберки 135 километров езды. В принципе не далеко, но зимой дороги часто непроездные даже для джипов. Однако, нам повезло, и в поселок мы попали.

[||slider||]a:3:{i:0;s:47:"http://i066.radikal.ru/1711/a1/679800ec2f4c.jpg";i:1;s:52:"http://s019.radikal.ru/i619/1711/90/2ce501741b57.jpg";i:2;s:52:"http://s019.radikal.ru/i620/1711/98/4bc5580c0fcc.jpg";}[||/slider||]
За свою жизнь мы побывали более чем в 50 странах, и в бесчисленном количестве городов и поселков по всему миру. И знаете что? Нигде ничего подобного никто из нас не видел и не испытывал подобных эмоций. Это самое психоделическое место, где мы когда бы то ни было были, и возможно будем.

Проехав по поселку, и остановившись на берегу моря, мы отчетливо поняли, что шампанское тут пить не получится, потому что руки отвалятся раньше, чем сделаешь глоток. Хоть прогноз солдата насчет -52 и не сбылся (слава Богу), и было всего -20, но сильный ветер и большая влажность превращали нахождение там в испытание. Представляю, как сейчас ухмыляются жители северных регионов России и Сибири.
Но для нас это было непривычно и дискомфортно.

Много фотографий сделать не получилось, потому что нежные телефоны (какие хозяева такие и телефоны) умерли почти сразу (мой продержался потому что был в спец чехле с доп. батарейкой). «Погуляв» у моря, поехали осматривать поселок. Описать увиденное и те эмоции, которые переполняли нас в тот момент очень сложно. Но посмотрите фотографии и попытайтесь представить себе это место.
Это место реально. Там живут люди, радуются и печалятся. Дети ходят в школу и играют в снежки.

[||slider||]a:4:{i:0;s:52:"http://s019.radikal.ru/i614/1711/81/c150f30864e6.jpg";i:1;s:52:"http://s019.radikal.ru/i604/1711/70/b6476d144f92.jpg";i:2;s:52:"http://s009.radikal.ru/i309/1711/01/cc1ddf583b66.jpg";i:3;s:52:"http://s016.radikal.ru/i335/1711/3f/f304a0a24ca2.jpg";}[||/slider||]
Териберка будит целую гамму противоречивых эмоций. Грусть от созерцания упадка и разрушения перемешивается с восторгом от созерцания могущества природы, которая берет свое. Глядя на полуразрушенные ветром дома, в голову приходят аналогии со сталкеровскими картинами постапокалипсического мира, с немногими уцелевшими, но живыми, и, несмотря ни на что, радующимися жизни людьми. Мы никак не могли оторваться от созерцания одинокого, светящимися праздничными новогодними огнями окна в темном разрушенном доме. Единственный житель любовно украсил жилище и празднует Новый год. Заставило задуматься об отношении к жизни в целом и о том, что мы слишком многое воспринимаем и относимся как к должному, забывая радоваться каждому дню.

Вернулись в Мурманск мы совершенно замерзшие, немного загруженные, но счастливые. Попрощались с гидом. Решили все же поискать новое более теплое и комфортное жилье. Нашли, договорились, собрались было погрузиться в машину и поехать по адресу. Однако, когда мы подошли к машине, то вместо машины обнаружили кусок льда. Машина простояла на улице сутки, и этого хватило чтоб она замерзла в камень. Тут и начались приключения. Попытки полить замки кипятком из чайника ни к чему не привели, и, наверное, усугубили ситуацию, так как вода замерзала моментально. Марш бросок до магазина с химраствором – антифризом, попытка номер два, и снова неудача. Службы по вскрытию замков вечером уже не работали, тем более праздники, мы уже мало что соображали от усталости и холода и решив, что утро вечера мудренее, поехали на такси в новое жилье.

Поспав часов 5, продолжили попытки спасти нашу ласточку. Спасти никак не получалось, и забрезжила перспектива ждать весны, пока машина не оттает. Ну или ехать на эвакуаторе до Санкт-Петербурга (1350 км), и там уже разбираться. Думаю, стоимость такой поездки эвакуатора может представить каждый. То-то. А время идет, и уже бы надо быть на пол пути к Москве, к станку, а мы в Мурманске. Пришлось звонить, предупреждать, брать отпуск за свой счет. Но мы не унывали, и даже нашли вариант подработки в местном супермаркете на случай если и правда нужно будет ждать весны.
Однако, к вечеру ласточку все же удалось оживить, и мы отправились домой. Машина ревела, датчики сбоили, и, если честно, было страшновато, что машина сломается и мы застрянем где-то в промежутке где нет заправок, людей и не ловит сеть. Почему-то решили, что если мы без проблем пересечем Полярный круг, то дальше уже все будет хорошо. Полярный круг мы пересекли, температура медленно, но все-таки поползла вверх. Когда, наконец, стало теплее чем -30, мы как-то сразу воспряли духом и поняли, что все прекрасно. В качестве награды безумству, Север подарил нам еще одно Сияние. Большое и невероятно красивое. Мы уже не кричали и не хохотали. Мы просто стояли возле машины и, не чувствуя холода, долго смотрели в небо.


Думаю все слышали про это село? После фильма Левиафан в Териберку хлынули толпы туристов и местные жители уже не довольны засильем приезжих. Териберка - богом забытое место на Кольском полуострове в 130 км от Мурманска. Население села около 900 человек. Жители бегут из этого места, а туристов наоборот тянет.
И это прекрасное место! Даже не представляете, на сколько здесь красиво и атмосферно. Старые домики, невероятные пейзажи, разбитые лодки, северное сияние.
Самое сложное - добраться до неё. С цивилизацией она соединяется грунтовой дорогой, которую сложно проехать летом, а зимой постоянно заметает снегом.
Мне очень повезло с погодой, т.к. не было осадков уже несколько дней, но даже в таких тепличных условиях я еле выбрался из Териберки. Знаете, каково это буксовать на льду на подъеме в гору? :(
Скучно не будет - усаживайтесь поудобнее и ай да смотреть.
И ещё - я буду кататься на каракатице!!!

2. Начну с утра. В хостеле (!!!) Маргарита приготовила мне на завтрак картошку с треской. Нереально вкусное блюдо. Я не знаю, почему она не работает поваром, но это невероятно. Да, я нормально питаюсь!)

3. В трех словах о хостеле. Всё в морской тематике.

4. Кухня прямо в номере. Хостел сверх маленький - всего одна комната и 4 кровати. Зато всё есть и стоит 500р./ночь.

5. Вид на Мурманск.

6. Платная парковка.

7. Хостел находится в бывшей общаге и общая атмосфера достаточно...ммм...колоритная)

8. Выйдя на улицу, по дороге на парковку, идешь вдоль гигантских сугробов.

9. По дороге в Териберку мне нужно было заправить канистру 92-м бензиом для каракатицы, заправить пежона дизелем и себя печеньками.

10. Начинается дорога на Териберку с асфальтового покрытия. Я ехал до 100 км/ч, хотя потом пожалел - дорога покрыта льдом и улететь было очень просто. Как оказалось, играл с огнем. После одного поворота был припаркован внедорожник и пришлось экстренно его объезжать и машину стало заносить. Хорошо, что есть хороший опыт езды и смог выправить машину. Пронесло.

11. Свет нереально красивый. И да, началась тундра.

12. В хорошую погоду дорога выглядит красиво и ехать можно легко, а чуть портятся погодные условия - всё, проехать невозможно. Легковушки застревают сразу, внедорожники могут ехать, но не всегда. Пока не доедет грейдер - все ждут. В последнее время техника лучше и чистит дорогу чаще, а раньше по несколько дней закопанные в снегу ждали.
Вообще рекомендуют ехать в сопровождении автобуса, который идет в Териберку вечером, а возвращается в Мурманск утром.

13. Я ехал 8 марта и вдоль дорог было припарковано очень много автомобилей. Кто чем только не занимался - кто-то шашлыки жарил, кто-то на снегоходах катался, кто-то на лыжах ходил.

14.

15. Много странных палок по маршруту. Забор?

16. У кайтеров Териберка считается очень крутым спотом и катаются здесь до мая. Приезжают со всей России.

17. Меня прям тянуло покататься. Но беда со временем не позволила, да и стоят занятия не очень гуманно.

18. Ни одного нарекания - тащит, рабочий львенок!

19. Снежная пустыня.

20. А вот и Териберка!
Луна днем.

21. Странно видеть открытую воду в тех краях...привык уже ко льду)

22. Выглядит интригующе. Поехал поближе.

23.А вот и автобус.

23. Ощущение нереальности не покидает ни на секунду.

24. В Териберке есть вообще всё! Деревянные дома, старые и новые дома. Магазин, школа, гостиница. Даже кайт школа есть!

25. Разбросаны деревянные лодки. Это нормально вообще?

27. Посмотрел старую Териберку, отправляюсь в новую.

28. Дома красивые, но жить в них, наверное, невозможно.

29. Кстати, дома на выселение, поэтому не пугайтесь плохих условий. Людей переселяют либо в более новые 5 этажки, либо в Колу.

30. Выглядят жутко. Но для фотографий - идеально.

31. Попробуй найди машину после снегопада.

32. Очень много вещей (и людей) перевозят на санках. Цепляют к снегоходу и катаются между старой и новой частями поселка.

33. Собака.

34. Очень хочется показывать больше фотографий, но увы, жалуются, что итак слишком много(

35. Саша.

36. А теперь гвоздь программы - каракатица! Устройство построенное на основе мороцикла ИЖ. Можно ездить по любому снегу. Грузим доски и поехали смотреть Баренцево море.

37. Еще автобусы. Кстати, школа отштукатурена и выглядит гораздо приличнее обычных домов.
Галя, бывшая жительница поселка, рассказывала как учась в школе заходила за более маленькими школятами, привязывала их к себе веревкой и гуськом шли в школу. Ветер очень сильный и детвору сносило.

38. Каракатимся к побережью Баренцева моря.

39. Сфотографировал горы.

40. Потрогал воду.

42. "Управление слишком трудное, не дам порулить. Иди сфоткаю" - сказал Павлик.

43. Павлик - 14 летний парень, живужий в Териберке один. Сам добывает себе еду и умеет ремонтировать каракатицу.

44. Так перевозили доски.

45. Красотища!

46. Возвращаемся обратно в Териберку.

47. Павлик показал свою бывшую комнату в уже расселеном доме.

48. Вывеска в подъезде.

49. Сфотографировал Павлика.

50. Мужскую обувь не нашел(

52. Достаточно жутко.

53. Самый кайф - в Териберке отличный 3G у МегаФона. Смог поболтать по FaceTime, устроил онлайн трансляцию. Хорошо когда много интернета и есть связь.
У МегаФона лучшее покрытие в Мурманской области и я рад, что есть возможность пользоваться современными возможностями даже в таких удалённых местах.

54. У меня была мысль - остаться, но показывать северное сияние небо не планировало и решил поехать домой, чтобы не тратить время.
Дорога тяжелая, скользская. Очень скользская! На подъеме в гору машина буксовала и приходилось спускаться вниз, чтобы набрать скорость и форсировать гору.
В некоторых местах начало заметать дорогу и ориентировался по столбикам вдоль дороги.
Обратите внимание на ручки снега - осадков нет, но ручейки заметают дорогу на глазах.

55. Боялся, что пойдет более сильный снег - тогда мог бы остаться в машине на долго. Но медленно и верно, полз в сторону дома. Часть пути ехал со скоростью 30-40 км/ч. Медленнее - буксуют колеса, быстрее - заносит машину.
Териберка чудесное место, её обязательно надо увидеть.

Расходы:
Магазин - 129 р.
Еще магазин 135 р.
Заправка - 1511 р.
Завтрак - 200 р.
Хостел - 500 р.
Сегодня - 2475 р.
Всего - 19488 р.

Интернета потрачено:
сегодня - с завтра верну ведение статистики.
Всего - 3.14 гб.

Шагов:
сегодня - 7764
всего - 90625.

Пробег:
Сегодня - 297 км, 5.4 расход, 37 ср. скорость.
Всего - 3190 км, 4.6 расход, 49 ср. скорость.

___________________________________
На связи с вами благодаря компании "

December 19th, 2015

Вы знаете, что такое путь на Край Земли? А из заполярного Мурманска ходит автобус, который даёт возможность это почувствовать. Идёт он в Териберку — рыбацкое село на Баренцевом море, ставшее финалом и наиболее ярким (во всех смыслах слова) впечатлением моего путешествия в Кольское Заполярье в конце июня этого года. Одно из северных морей — Белое — я в эту поездку уже видел. Но Белое море всё-таки внутреннее, а Баренцево уже можно считать частью Северного Ледовитого океана, хоть и зимой оно не замерзает. Териберка (ударение на И!), в которую я направляюсь, стоит среди суровых скал перед арктическими ветрами. Наполовину покинутое в наше время и очень колоритное село среди поразительной северной природы. И там наступает то самое ощущение, что находишься на Краю Света. Из Мурманска в Териберку автобус идёт вечером, а обратно утром. Поэтому мне предстоит провести там ночь без сна. И тем ещё намного интереснее, ведь в конце июня на этих широтах царит полярный день, и солнце круглые сутки не заходит, продолжая светить с севера, то есть как раз со стороны моря, создавая удивительно красивый свет. В первой части рассказа про одну ночь полярного дня я покажу дорогу от Мурманска до Териберки, которая только предваряла мои ночные впечатления.

Териберка от Мурманска отстоит к северо-востоку на 85 километров географически, и 120 километров по дороге. При этом, если Мурманск расположен на берегах Кольского залива, который хоть и является частью Баренцева моря, но выглядит скорее как широкая река, то Териберка — у открытого моря. Северное побережье Кольского полуострова исторически именуется Мурманским берегом или Мурманом, — предположительно, поморы его назвали так от слова "норманны", то есть в честь викингов. И не Мурманский берег получил название от города Мурманска, а наоборот, — город был основан лишь в 1916 году под названием Романов-на-Мурмане. И именно Териберка — наиболее доступное место, где можно увидеть открытый Мурманский берег, а значит и вообще открытое Баренцево море. Другие населённые пункты вдоль побережья — это в основном закрытые военно-морские городки с базами атомных подводных лодок, и простому желающему туда не попасть. Есть, правда, и другие места, — например, полуостров Рыбачий, но туда не на всякой машине можно проехать, и населённых пунктов поблизости нет. Посему — едем в Териберку.

Из Мурманска автобус отправляется в шесть вечера, и, согласно расписанию, идёт в Териберку аж четыре часа, но по факту прибыл он туда на полтора часа раньше. Обратное отправление — в семь утра. Значит, на Териберку с её окрестностями у меня будет целая ночь.

2. Автовокзал Мурманска. Вот на этом зелёном автобусе, произведённом в славном городе Кургане, мне и предстоит ехать на Край Земли... Человек слева, заходящий в автобус, — это, кстати, водитель.

Сегодня понедельник, поэтому автобус отправляется немного раньше — в 17-40. Раз в неделю он делает заезд в Колу.

3. Итак, наконец закончилась посадка, отправляемся. Ура! Началась моя эпическая ночная поездка. За окном пока что Мурманск. Ярко светит солнце, при этом видно, что 15 минут назад лил дождь. Погода здесь, на краю Арктики, очень переменчивая.

Проезжаем уже знакомые мне места — центр Мурманска, весь Кольский проспект от начала до конца.

4. Потом въезжаем в город Кола — фактически пригород Мурманска, где попадаются какие-то строения, похожие на дачи. Да, за полярным кругом дачи тоже бывают! И даже огороды.

5. А это город Кола, который мельком удалось рассмотреть из окна автобуса. Впечатлил меня железнодорожный путь, проходящий рядом с автостанцией. Кажется, что это подъездной путь какого-то завода, но на самом деле — заповедная железнодорожная ветка Кола - Никель.

6. Город Кола, как уже говорилось, в нынешних реалиях является пригородом Мурманска. Поэтому, выезжая из Колы, можно прощаться с цивилизацией до завтрашнего утра, — после возвращения из Териберки пейзаж мурманских девятиэтажек и оживлённых улиц мне непривычно резал глаза.

7. Идут дорожные работы, — ремонтируют Кольско-Мурманскую объездную, по которой можно с трассы Р-21 "Кола" попасть в Североморск.

8. Но эта автодорожная развязка остаётся позади, и наш автобус выезжает на почти пустынную и пока ещё асфальтовую дорогу на Край Земли. Вокруг по обочинам — низкорослая лесотундра. Но это пока что... Чем ближе к Териберке, тем сильнее будет меняться пейзаж.

Пассажиров в автобусе довольно много. По-видимому, это жители Териберки, работающие в Мурманске и Коле, вечером возвращаются домой. Я уже видел в интернете фотографии Териберки и имел представление, в каком упадке и разрухе ныне находится село. Казалось бы, народ в таких полузаброшенных местах должен быть не очень приятный. Но это абсолютно не так, с точностью до наоборот. Жители Териберки оставляют впечатление приятных и доброжелательных людей, совсем непохожих на "жителей глубинки". И это поражает в сочетании с состоянием села (это я ещё покажу в следующих частях). В чём же дело? А дело в Севере! Жизнь на Крайнем Севере не такая, как в Средней полосе. Здесь не могут жить слабые люди. Поэтому и жители Крайнего Севера, — даже самых депрессивных его мест, оставляют весьма приятное впечатление.

Среди пассажиров оказалась и компания туристов — человек пять, среди которых был парень со сломанной ногой. Услышав пару раз краем уха обрывки их разговоров, я понял, что они тоже из Питера. Потом ещё встретил их один раз среди ночи. Будучи, как уже говорилось, самым доступным местом на открытом Баренцевом море, Териберка в последние несколько лет стала очень популярна у туристов. До 2009 года и туда приехать могли не все, — Териберка находилась в пограничной зоне. Теперь же я за одну ночь, кроме людей, ехавших со мной в одном автобусе, ещё несколько раз видел в Териберке машины с номерами других регионов. Но всё-таки окончательно попсовым местом Териберка пока ещё не стала. И это хорошо.

10. Едем дальше. За окнами автобуса по-прежнему лесотундра, сопки и озёра. Привычный пейзаж северной части Кольского полуострова. Погода, тем временем, стала более устойчивой, — дождя нет, туч не видно. Так может быть, всю ночь будет солнечно?

11. Живописные просторы Кольской Лапландии. Одна сопка сменяется другой, одно озеро другим — и все они на разной высоте. На земле — болота, низкие ёлочки да берёзовые криволесья.

12. Кое-где на сопках стоят остатки военных объектов советских времён. Мурманская область не просто приграничная, а граничит с Финляндией и Норвегией — "капиталистическими" странами, одна из которых, к тому же, член НАТО. Поэтому в советские времена здесь была особенно высокая концентрация военных баз и частей разных родов войск. Да и сейчас их немало (чего стоит Северный флот с атомными подлодками), — если ехать на поезде, идущем в Мурманск, то обязательно хотя бы в одном вагоне будут ехать новобранцы, а в обратном направлении, соответственно, дембеля.

13. Дорога петляет по перевалам, с одной сопки на другую, уходя всё дальше. Видите в правой части этого кадра белые пятиэтажки?

Это, как говорят в обиходе, Тройка — закрытый военный городок Североморск-3, входящий в состав городского округа ЗАТО Североморск. Что особенно интересно, несмотря на закрытость населённого пункта, транзитный автобус в Териберку в него заезжает и доходит до центра! На въезде в посёлок всё серьёзно, — стоит КПП со шлагбаумом и караульным в камуфляже и с автоматом. Но шлагбаум открывается, и никого не проверяют, — так как автобус транзитный, то он просто заедет в городок и выедет обратно. Интересна здесь сама уникальная возможность, проехав на пассажирском автобусе, увидеть изнутри закрытый для посещения город. Даже если он по своему облику ничем особенно и не примечателен. В Североморске-3 (не путать с просто Североморском) сейчас проживает две с половиной тысячи человек (подавляющее большинство — военные с семьями). Это также одна из баз Северного флота. Но так как город находится не у моря, то атомные подводные лодки базируются, что довольно необычно, в тундровых озёрах.

Шутка:) На самом деле, здесь находится военный аэродром. То есть это городок лётчиков.

14. Вот так и выглядит этот маленький городок (это, кстати, единственный мой его снимок). Просто несколько кварталов пятиэтажек, но впечатляет то, что смотришь на закрытый город из автобуса, хотя и выйти при этом права не имеешь.

Что интересно, жителей Тройки среди пассажиров моего автобуса не оказалось, и здесь никто не вышел. Автобус просто постоял пару минут на автостанции, развернулся и поехал обратно к дороге на Териберку. Кстати, я даже не понял, как в Североморске-3 организована система контроля выходящих из автобуса, — проверяющих видно не было.

15. Проезжаем снова через КПП и возвращаемся к Пути на Край Земли. Пока ещё наша дорога идёт на восток, как это видно по карте, — лишь после развилки с дорогой на посёлок Туманный мы повернём налево — на север.

16. Это, кажется, озеро Китенъявр, — как и в Хибинах, на севере Кольского топонимика в основном саамская.

17. Вдоль дороги постоянно тянется высоковольтная ЛЭП, снабжающая энергией отдалённые поселения Кольского района Мурманской области. В целом места по дороге выглядят всё менее обжитыми. Усиливается атмосфера глуши, но ощущается она здесь как-то совсем иначе, нежели в Средней полосе. В том числе, как уже говорилось, благодаря особенным северным людям.

Где-то здесь на дороге впервые встретилось слово Териберка, — автодорога пересекает речку с таким названием, текущую в Баренцево море, и давшую название селу.

18. Необычно яркое заполярное солнце и необычно голубое небо. Всё это не перестаёт меня удивлять...

19. Делаем короткую остановку в пути. Примерно на десять минут. Можно выйти и немного размяться. Время на часах уже приближается к восьми вечера. Заполярным летом на свежем воздухе прохладно, — как и в Мурманске, здесь примерно +12 градусов, а ещё и комары летают.

20. Лесотундровое криволесье. Пока это ещё не карликовая берёза, а обычная. Карликовую ещё увидим в окрестностях Териберки.

22. ...и начинается настоящая тундра! Бело-зеленоватый ягель, мхи, и теперь уже карликовые деревья, ростом не выше колена.

23. Кое-где небольшие деревца ещё растут. В основном, ближе к озёрам и в низинах. Но в целом природная зона тундры уже окончательно вступает в свои права.

24. Пока ещё высокое солнце к ночи опускается всё ниже к горизонту. Но полностью оно не зайдёт, — пройдёт по кругу с северной стороны. Разумеется, увидеть это над морем будет особенно интересно.

Вскоре мы проезжаем развилку автодорог, отмеченную поклонным крестом. Направо уходит дорога в посёлки Туманный и Дальние Зеленцы (последний, кстати, тоже на побережье, — надеюсь как-нибудь и там побывать), ну а мы поворачиаем налево и берём курс прямо на север — к Баренцеву морю. До Териберки осталось сорок километров. Здесь заканчивается асфальт, и теперь автобус шуршит среди тундры по пыльной гравийке.

25. И даже атмосфера окружающих пейзажей как-то в целом меняется. Появляется ощущение, что я действительно приближаюсь к Краю Земли.

26. Озеро Кийявр. Так как автобус повернул, солнце теперь светит с запада, то есть точно на мою левую сторону автобуса. Хоть и за окном +12 (а может быть, уже и ещё холоднее), но сидеть у окна на солнце мне было настолько жарко, что казалось, будто снаружи, как минимум, +23. Видимо, это снова потому что солнце на Крайнем Севере ярче, чем в более южных широтах — из-за более прозрачного воздуха.

27. И вот эта прозрачность воздуха, в сочетании с необычностью для меня тундрового пейзажа, порождает удивительное ощущение. Чувство глазомера здесь сильно нарушается. Глядя на голую тундру (пусть даже и холмистую), мне непривычно трудно определить на глаз расстояние до того или иного объекта, — например, сопки или озера. На фотографии это не очень понятно, но при взгляде своими глазами впечатляет.

28. Ещё не доехав до Териберки, уже начинаешь понимать, что здесь действительно всё по-другому...

29. Обратите внимание на палки, воткнутые в землю. Это изгородь (правда, уже изрядно поломанная) для защиты дороги от снежных перемётов. Зима на Кольском полуострове для Заполярья не очень холодная (из-за Гольфстрима в Баренцевом море), зато очень снежная. Особенно это ощущается именно в этой части области. Здесь нет высоких гор и нет леса, — тундра вдоль Мурманского берега открыта всем арктическим ветрам. И зимой пурга здесь можно начаться внезапно и бушевать несколько дней, — бывает, что Териберка на это время становится отрезанной от Большой Земли.

Что такое пурга, в Средней полосе люди знают далеко не всегда. Точнее, называют пургой обычный сильный снегопад с порывами ветра. Но здесь всё иначе. Ветра в тундре у Северного Ледовитого океана дуют такие, какие жителю Средней полосы порой трудно представить. Я и сам ощутил это в Териберке, но если зимой к этому добавляется сильный снегопад, то тогда и начинается настоящая пурга. Представьте себе продолжающуюся несколько дней метель с ветром 30 м/с среди глухой тундры, да ещё в полярную ночь. Вот представив такое, и понимаешь, почему на Севере более открытые и надёжные люди...

30. А вот и снег! Конец июня, а его остатки среди тундры лежат до сих пор. Во-первых, и без того нежаркое лето здесь только началось, а во-вторых, снега здесь за долгую зиму наметает столько, что таять он потом может вплоть до осени.

31. После восьми вечера всё выше становятся скалистые сопки, и автобус идёт по берегу большого озера, в котором дующий с уже близкого моря ветер гонит волну.

На самом деле, это Териберское водохранилище. На уже упомянутой реке Териберке в 1980-е годы был построен каскад из двух ГЭС. Одну из плотин автобус проехал по мосту, — там заметен большой перепад уровня воды между руслом и водохранилищем. Но я это не успел запечатлеть.

32. Скалы вокруг дороги становятся более высокими и неприступными. До Териберки остались последние километры. Наверное, выглянув наружу, можно почувствовать запах моря.

33. Потом дорога входит в сурового вида ущелье. Обветренные, причудливого вида и красноватого цвета скалы выглядят, будто чьи-то лица...

А после ущелья впереди показывается море! Вот так, — приехать на море можно не только на юг, но и на север! У берега укромной бухты видны домики, — это и есть Териберка. Село состоит из двух частей — собственно, Териберки (она ближе) и посёлка Лодейное в двух километрах севернее, — ближе к открытому берегу моря, ныне это основная часть села. Автодорога идёт прямо в Лодейное, но автобус сперва заезжает в Старую Териберку, где решил сойти и я (чтобы ближе к середине ночи дойти уже в Лодейное, а утром обратно ехать уже оттуда). Поворот, мост через реку Териберку — теперь уже у самого её устья, потом автобус проезжает мимо нескольких сельских домиков и останавливается. Большинство пассажиров (включая упомянутую компанию туристов) едет в Лодейное. Здесь, в Старой Териберке, кроме меня, выходит человека четыре. Среди них, например, мужчина, которого встречает семья с маленькой девочкой. Надо сказать, что здесь у людей не менее счастливые лица, чем в больших городах...

34. Люди разошлись, автобус уехал в Лодейное. А передо мной — Старая Териберка. Первые минуты я просто пытался понять, где я оказался, и привыкнуть к окружившему меня невероятному пейзажу. Угрюмые безлесные скалы, Баренцево море с солёным и студёным ветром, ослепительно яркое заполярное солнце, а среди всего этого — обычные, вроде, сельские дома и даже огороды. Где-то на леске сушится бельё, у соседнего дома бабушка пропалывает грядки огорода. Неужели такое сочетание бывает? Всё-таки — сколь же наша страна разнообразна!

Автобус шёл со значительным опережением расписания, и стрелки часов ещё показывают половину девятого вечера. В распоряжении у меня есть целая ночь, — впрочем, в это время года ночь здесь бывает только на часах. Обратно автобус отправится в семь утра.

В общем, попал я в удивительное место. И о том, как я провёл одну ночь полярного дня на берегу Баренцева моря, я расскажу в следующих частях.

Статьи по теме