Римский Капитолий для туриста — от хижины Ромула и Рема до творений Микеланджело. Капитолийский холм в Риме: история, время работы и где находится Капитолий создан с элементами эпохи

Капитолийский холм в Риме – наименьший по площади и высоте из семи холмов Рима (46 метров над уровнем моря). Капитолий – это самый главный холм Рима, где в античные времена были построены храмы Минервы и Юпитера.

Подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам. Центральная лестница с бордюром (Кордоната) работы Микеланджело Буонаротти – более широкая и пологая. Ее основание охраняют две скульптуры древнеегипетских львов из мрамора. Центральная лестница украшена Трофеями Марио, статуями Константина и Константина II, двумя вестовыми столбами с Апиевой Дороги. Вершину лестницы венчают две статуи Диоскуров (близнецов Поллукса и Кастора) в окружении лошадей, привезенные из театра Помпея при раскопках 16 века. Слева находится лестница, которая взвивается на 122 ступени к собору Санта-Мария-ин-Арачеле. Справа от проезжей дороги на холм ведет неприметная лестница.

Базилика Санта-Мария-Ин-Арачеле на вершине Капитолийского холма – самый почитаемый храм в Риме. Раньше на этом месте располагался «Алтарь Первенца Господнего» и античный храм Юноны Монеты, в котором печатали денарии (римские деньги). С тех пор в обиход вошло название «монета» (мелкие деньги из сплава). Императору Августу здесь было видение «рождение Сына Божьего».


Волчица — символ Рима. Напротив стела с копией Волчицы из бронзы.

Главная площадь Капитолия , ограниченная дворцом Сенаторов, дворцом Хранителей и Новым дворцом, свой вид обрела к 1536 году благодаря проекту Микеланджело Буонаротти. Этот проект был выполнен по распоряжению Папы Павла III и приурочен к визиту короля Карла V (от эскизов и чертежей до дизайна и расположения фасадов зданий, а также рисунка на мостовой площади). Работы по уникальному звездообразному мощению Капитолийской площади были осуществлены только в 1940 году. Сегодня архитектурный ансамбль Капитолия – это место Римского муниципалитета. Стела с копией бронзового памятника легендарной «Волчице» (символ Рима), перенесенного сюда из Латерана, и фонтан украшают Капитолийскую площадь у дворца Сенаторов. Здесь находится самая шикарная смотровая площадка на красоты Рима и Форум . Бронзовая статуя императора Марка Аврелия, занимающая центр площади (копия) – это единственная конная статуя Рима, дошедшая до потомков с античных времен (II век н.э.).

Центральное место на площади занимает Дворец Сенаторов с двух маршевой лестницей. Статуя «Ликующий Рим» с шаром в руке (символ господства Рима) находится в нише под лестницей, спроектированной также Микеланджело, а две статуи по бокам – это олицетворение рек Тибра и Нила.


Достопримечательности дворца Сенаторов:

  • Зал Городской Управы;
  • Зал Советов;
  • Зал Флагов;
  • Капитолийская коллекция бюстов знаменитостей – протомотека (1950 год).

Новый Дворец – это Капитолийский музей, в котором хранятся оригинал мраморной конной статуи Марка Аврелия и памятники античного искусства «Раненая амазонка», «Умирающий галл», «Статуя Сатира с виноградной гроздью». Достопримечательностями Нового дворца являются Залы Философов и Императорский Зал, украшенный 65 бюстами императоров Рима.

Дворец Хранителей – это музей. Главная жемчужина музея — бронзовая скульптура «римской Волчицы», вскормившей Рема и Ромула (подлинник, V век до н.э.). Картинная галерея дворца Хранителей восхищает посетителей шедеврами Веласкеса, Караваджо, Тициана, Рубенса.

Улица Сан-Пьетро-Ин-Карчеле – улица античностей Рима, ведущая к Форуму Цезаря. Форум Цезаря – первый из пяти Императорских форумов Рима (54-46 гг.н.э.). Форум Цезаря сегодня – это прямоугольный участок, который с трех сторон окружен арочной галереей. Развалины храма Венеры – Прародительницы (3 колонны с балкой) – главная достопримечательность Форума Цезаря.

Капитолийская площадь — это архитектурный ансамбль, который в течение нескольких веков создавался на вершине одного из семи легендарных холмов Рима. Сейчас в ее зданиях расположены важнейшие археологические и художественные экспозиции Рима.

Современный ее облик складывался по большей части в эпоху Высокого Возрождения по проекту , хотя общее строительство продвигалось крайне медленно и к концу жизни архитектора, в 1564 году, не было возведено даже половины из задуманных зданий. После 1564 года работы возглавил ученик Микеланджело — Джакомо делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди (ему помогал сын, Карл Райнальди). Окончательно Капитолийская площадь считалась завершенной в 1654 году, но отдельные части проекта были осуществлены лишь в первой половине XX века.

Капитолий известен как место, где казнили за предательство весталку Тарпею, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости. Согласно легенде, во время войны с сабинянами она открыла врагам ворота, за что была либо сброшена с Капитолия, либо закидана щитами самими сабинянами. Впоследствии холм заселили сабиняне. В VIII веке до н. э. здесь находилось святилище бога Вулкана. На вершине стоял храм Капитолийской троицы, который считался самым грандиозным в городе, и еще несколько важных сакральных построек. Также на Капитолии размещался государственный архив Рима — Табуларий, где хранились народные постановления. Кроме этого, к XVI веку здесь находились еще Дворец сенаторов X века и Дворец консерваторов XV века. Все эти здания или их остатки не составляли единого ансамбля. Одно время Капитолийский холм был в таком упадке, что его даже называли Козьим, так как здесь пасли коз.

По некоторым источникам известно, что поводом к масштабной перестройке Капитолия послужил визит Карла V, короля , императора Священной Римской империи, в Рим в 1536 году. Торжественное шествие возглавлял папа римский Павел III (Алессандро Фарнезе). Процессия не смогла подняться на холм, так как он был покрыт зарослями и развалинами. В этом же году Павел III поручил создание проекта новой площади и реставрацию старых зданий Микеланджело, который вскоре подготовил подробный план Капитолийской площади. По другой версии, римский папа готовил Рим к визиту короля Испании в 1538 году. Представление о планировке, составленной Микеланджело, дает гравюра 1568 года Э. Дюперака. На ней показана площадь с высоты птичьего полета.

В общей сложности архитектор участвовал в работе в течение 10 лет — с 1536 по 1546 год. Его проект оказался невероятно масштабным. Прежде всего Микеланджело развернул площадь в сторону нового, христианского, центра Рима и просто в сторону основной городской застройки. Главная ось выходила на базилику Святого Петра, которая раньше находилась на окраине города. Позади Капитолийской площади оказался древний центр города — римский форум. На него открывается прекрасный вид, если обойти Дворец сенаторов. В центр всего ансамбля Микеланджело поместил на спроектированный им же пьедестал конную статую римского императора Марка Аврелия (161-180 годы). (Она сохранилась только благодаря тому, что в византийское время была принята за статую Константина Великого (306-337 годы), первого христианского императора. Сейчас вместо этой скульптуры установлена бронзовая копия, оригинал же помещен в один из археологических музеев Капитолия.) Таким образом была определена композиционная ось ансамбля. Микеланджело пришлось иметь дело с полуразрушенными средневековыми зданиями, которые стояли относитеяьно друг друга под неправильным углом, то есть, по сути, вне градостроительной системы.

К комплексу вел торжественный подход — широкая и пологая лестница, ее Микеланджело устроил, учитывая рельеф. У основания лестничного пандуса установлены два древнеегипетских мраморных льва. В конце подъема, на краю площади, в 1583 году поставили статуи Диоскуров, Кастора и Полиевкта, обнаруженные при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, разместили Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги.

Неправильное расположение старых зданий на площади — Дворца сенаторов (по центру) и Дворца консерваторов (с правой стороны) — заставило Микеланджело прибегнуть к приемам оптических искажений и ввести в структуру площади правила обратной перспективы. Иллюзорными эффектами пользовались еще зодчие эллинистической и римской эпох. Это архитектурное решение гения оказалось настолько остроумным, что было воспринято и развито в архитектуре барокко. Напротив Дворца консерваторов Микеланджело возвел симметричный ему Новый дворец, расположив его по отношению к центральному Дворцу сенаторов под таким же углом. Таким образом, все три здания вместе с площадью образовали правильную трапецию: у входа на площадь оказалась короткая ее сторона (40 метров), а перед Дворцом сенаторов — длинная (54 метра). Поэтому Дворец сенаторов кажется больше, чем он есть на самом деле, а фасады боковых палаццо — длиннее. При общей глубине площади 68 метров достигнут впечатляющий монументальный эффект. Трапеция обыгрывается особенным узором, который выложен травертином в мощении площади: в форму эллипса вписана сложная двенадцатиконечная звезда. Передняя сторона эллипса была более узкой, чем дальняя, из-за чего вся фигура стала яйцевидной. В перспективе при сокращении она создает впечатление окружности. По красивому замечанию одного из исследователей творчества Микеланджело, Чарли де Толная, звезда своим тонким строением вызывает в памяти знаменитое латинское выражение «Caput Mund» (центр мира), которое принято относить к Риму. Интересно понять, почему Микеланджело использовал в узоре звезду. Дело в том, что в римские времена на вершине Капитолия гадали, наблюдая за явлениями на небе, авгуры. Отсюда название храма слева от современной Капитолийской площади — Санта-Мария ин Арачели, что значит храм Марии на Алтаре Неба. Видимо, Микеланджело, проектируя облицовку площади в виде двенадцатиконечной звезды, с явной аллюзией на зодиакальный круг небесной тверди, ориентировался на эти знания о Капитолии.

Узорное мощение площади не было осуществлено в эпоху Возрождения. Иногда это объясняют его языческими реминисценциями, что очень сомнительно, так как весь замысел кажется основанным на античном вдохновении. Это подчеркивает и обилие античных скульптур, и архитектурная стилистка зданий, и расположенные в зданиях экспозиции. Площадь замостили в соответствии с рисунками Микеланджело только в 1940 году по приказу Бенито Муссолини, известного, кроме своей политической роли в истории, и археологическими интересами. Идея Микеланджело отличается особенной геометрической ясностью: выявлен иерархический центр ансамбля (Дворец сенаторов), главенство которого подчеркивает сравнительная скромность боковых сооружений (Новый дворец и Дворец консерваторов). Все здания, в том числе центральное, объединены ритмически и масштабно: повторяются пропорции членений фасадов, элементы их декора, основа в виде ордерной системы. Для каждого палаццо Микеланджело спроектировал новый фасад.

Фасад Дворца сенаторов, на котором сохранились остатки фасада древнего Табулария, особенно выделен за счет использования большого ордера и крупных членений. По обе стороны фасада расположены лестничные подъемы, по трактовке Вазари символизировавшие великие реки Нил и Тибр. Цокольный этаж оформлен рустовкой, то есть имитацией открытой каменной кладки, в то время как второй этаж оштукатурен, а его ровную поверхность разделяют крупные пилястры. Между ними располагаются пары окон с рельефными фигурными наличниками. В здании подчеркивается главная ось. Над крышей возвышается колокольня, ставшая главной вертикальной осью Капитолийской площади. В 1579 году Мартини Лонги, преемник Микеланджело, увеличил запланированную высоту, а перед фасадом устроил водоем с фигурами морских божеств. Башню венчает фигура Минервы, богини мудрости. У подножия лестницы находится еще одна скульптура — «Ликующий Рим», которая изображает Минерву, держащую земной шар. Ее имперскую символику понять несложно.

Симметричные, практически зеркальные фасады Дворца консерваторов и Нового дворца играют роль архитектурных «кулис» площади. Они, как и Дворец сенаторов, двухъярусные, но их первый этаж представляет собой открытые галереи в семь пролетов, а не сплошной массивный цоколь. Пилястры объединяют оба этажа. Каждый проем фланкируется также двумя малыми колонками, приставленными близко к главным опорам. На втором ярусе между пилястрами расположены крупные окна с наличниками. Центральные оси выделены очень скромно, лишь за счет укрупнения верхних оконных проемов. Вдоль периметра крыш всех трех зданий установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

.
Самый невысокий из семи легендарных римских холмов и небольшой по площади, он всегда имел особый статус.
Во времена Ромула и Рема это был неприступный утес с двумя вершинами и долиной между ними, защищенный со всех сторон отвесными скалами. Подняться на можно было лишь со стороны Форума .
На холме возвышался огромный храм Юпитера Капитолийского , посвященный божественной триаде - Юпитеру, Юноне и Минерве.
Его строительство началось еще при Тарквинии Гордом в конце VI века до н.э., но закончилось лишь в первые годы республики в 509 году до н.э. Храм стоял на высоком фундаменте и имел форму четырехугольника.
В 83 г. до н.э. храм Юпитера был подожжен и сгорел дотла со всеми богатствами. Цезарь восстановил храм. Но пожары преследовали религиозную постройку, он горел и восстанавливался несколько раз.
Особым великолепием храм отличался при Домициане, даже черепица на кровле была выполнена из позолоченной бронзы.
Во времена христианских императоров храм начал разрушаться, его постоянно грабили и, в конце концов, от великолепной постройки не осталось и следа.
Рядом располагался храм Юноны Монеты. Прозвище Монета (от глагола «moneo» - предостерегать) появилось после предостережения богини Юноны римлянам во время войны с Таранто (272 век до н.э.).Священные гуси Юноны предупредили римлян о готовящемся нападении галлов.
Рядом с храмом находился монетный двор. Кстати, металлические деньги, чеканившиеся на монетном дворе при храме Юноны Монеты, стали называться монетами сначала в Риме, а позднее - и в других странах.

Сейчас подняться на холм можно по трем лестницам: левая (122 ступени) круто поднимается к церкви Санта-Мария ин Арачели ; центральная, широкая и пологая, с бордюром является работой Микеланджело; справа есть еще одна неприметная лестница и проезжая дорога.

В XVI веке Капитолийский холм был перестроен по проекту Микеланджело.
В том числе он спроектировал лестницу из белого мрамора, которая связывала площадь Арачели с холмом, на котором находятся дворцы Палаццо деи Консерватори и Палаццо Нуово, выходит фасад Дворца сенаторов и разбита Капитолийская площадь.
Микеланджело был мастером своего дела и прекрасно владел пространством. Небольшую по размеру площадь ему удалось, благодаря оптическому обману, расширить, выполнив лестницу с ощущением бесконечного подъема и применив обратную перспективу. В 1940 году площадь вымостили уникальным звездообразным орнаментом, что еще больше увеличило пространство.
В 1583 году во время раскопок театра Помпея были найдены и помещены у основания лестницы скульптуры египетских львов и конные статуи Диоскуров - легендарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецы считаются покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с ними.
Рядом, вдоль балюстрады, расположены Трофеи Марио: статуи Константина и Констанция II, два верстовых столба с Аппиевой дороги.
Сбоку от Капитолийской лестницы находится статуя Кола ди Риенца, которую поставили сюда в XIX в. на то месте, где он был убит.
Кола ди Риенцо (Cola di Rienzo) (настоящие имя Никола ди Лоренцо Габрини, Gabrini) (1313-1354) был итальянским политическим деятелем, он возглавил восстание торгово-ремесленных слоёв - пополанов в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики в мае 1347 (существовала по декабрь 1347) и августе.


Статуя Кола ди Риенца

В центре Капитолийского холма возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия .
Она была создана в 176 г. неизвестным скульптором, статуя сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина.
В VIII веке ее установили в Латерано , а в 1538 г. перенесли на Капитолий по указу папы Павла III.
С 2005 года статуя заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее, расположенным на площади.


Статуя Марка Аврелия

Piazza del Campidogli, 1 www.museicapitolini.org
Закрыты 1 янв., 25 дек., 1 янв., 1 мая. 9.00-20.00

Фасад дворца Сенаторов украшает двойная элегантная лестница, в нише расположена статуя Минервы, перед статуей установлен фонтан. С двух сторон от Минервы находятся гигантские фигуры, символизирующие Нил и Тибр, которые были перенесены сюда из терм Константина на Квиринале .
Дворец венчает колокольня высотой 35 метров, построенная в 1580 г.
С обратной стороны дворец Сенаторов имеет общую стену с Табулярией.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (S. Maria in Aracoeli) , выполненная из красного кирпича, является одной из первых христианских церквей, построенных на руинах языческого храма Юноны Монеты.


Согласно преданию, в базилики находится самый древний христианский алтарь в мире, который существовал еще до рождения Христа. Как это возможно?
Легенда рассказывает о видении императору Августу Святой девы с младенцем на руках. Август упал на колени в благоговении, он был очень поражен явившимся образом и устроил алтарь в своей комнате, назвав его "Ara Coeli" , т.е. Алтарь небес.
Подтверждение этой легенды можно найти в базилике - на третьей колонне слева есть надпись "A cubiculo Augustorum" (Опочивальня Августа) .
В VIII в. на этом месте построили монастырь, который в 944 г. стал бенедиктинским монастырем Санта-Мария ин Капитолио. В XII в. Лоренцо Япоко Космати установил в церкви амвон - сооружение для чтения Священного Писания. В 1249 г. церковь стала принадлежать францисканцам и к концу XIII в. была возведена новая базилика. А в 1348 г. построили лестницу, ведущую к церкви.
Внутри базилика состоит из трех нефов, разделенных колоннами из белого мрамора. В главном алтаре находится образ Мадонны с младенцем (X в.)
В церкви хранится деревянная скульптура Святого Младенца (XV в.)

Древняя улица Серебряный склон (CLIVUS ARGENTARIUS) приводит от Капитолия на форума Цезаря . Свое название она получил от серебряный мастерских, которые располагались вдоль улицы в средние века.

На Капитолийском холме находится самая древняя тюрьма Рима - Мамертинская (или Тулианская - Tullianum) . Тюрьма Tullianum была построена во времена 4-ого римского царя Анка Марция в VII вв. до н.э. Но свое имя, скорее всего, получила от 6-ого царя Сервия Туллия (по другой версии от 3-его царя Тулла Гостилия).
В VIII в. тюрьма стала называться Мамертинской.
В тюрьме было два уровня: надземный и подземный грот.
В XVI в. над тюрьмой была возведена церковь Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями .
Узниками Мамертинской тюрьмы являлись многие известные личности. По преданию, в этой тюрьме томился в заключении святой Петр, отсюда пошло еще одно название - Сан-Пьетро-ин-Карчере .
Сейчас здесь находится музей. (открыт 9.00-19.00, сеанс каждые 20 мин., длительность визита 40 мин., билет 10 евро)

Сентябрь 27, 2018

На Капитолийском холме находится один из наиболее значимых архитектурных памятников Вечного города, дошедший до наших дней со времен средневековья практически в неизменном виде. Площадь Капитолия в Риме была спроектирована в XVI веке Микеланджело Буонарроти, однако свой окончательный вид, задуманный гениальным мастером, она приняла только в 1940 году.

От самого основания Рима храмы, возведенные на Капитолийском холме, лелеяли его святость, а сам холм являлся символом и средоточием мощи римской цивилизации. В развернулось настоящее соперничество между наиболее богатыми семьями за господство над этим местом посредством строительства важнейших общественных зданий. На протяжении столетий архитектурная история Капитолия тесно переплетена с историей различных государственных учреждений, откуда римские сенаторы и консулы управляли городом и миром.


Строительство Капитолийской площади началось в середине XVI века. Восхваляемый политический центр явно не соответствовал своему внешнему виду – местность, окружающая холм, была в запущенном состоянии и даже использовалась для выпаса коз, снискав название «Monte Caprino», то есть «Козий Холм».

После триумфального приема императора Карла V, посетившего Рим с визитом в 1536 году, папа Павел III Фарнезе заказал Микеланджело подготовить комплексный проект реконструкции Капитолия.

В основу разработанной концепции архитектор заложил оригинальную трапециевидную форму новой Капитолийской площади. Для этого потребовалось построить напротив Дворца Консерваторов еще одно здание, так и названное – Новый Дворец, которое закрыло собой базилику Санта Мария ин Арачели, мешавшую визуальному восприятию замысла Микеланджело. Оба здания, расположенные под небольшим углом относительно друг друга, создали расширяющуюся перспективу, фокусировавшую внимание на Дворце Сенаторов для всех, кто поднимался на Капитолийский холм по центральной лестнице.

Таким образом, зодчий создал автономное пространство, полностью независимое от окружающего площадь Капитолия города. Ее центр художник предполагал оформить интригующим геометрическим орнаментом, однако воплощение его идеи стало возможным только через несколько сотен лет…

Капитолийская площадь: Тайный смысл рисунка Микеланджело

Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом. Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов. Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».

В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками. Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь. Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.

Вероятно, эта зашифрованная в проекте Микеланджело модель Капитолийской площади была разгадана. По приказу Павла III Фарнезе вместо разработанного художником орнамента, в ее центр в 1538г. была помещена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, для которой архитектор разработал пьедестал. Скульптура, ранее украшавшая площадь у Латеранской базилики, чудом сохранилась лишь потому, что по ошибке была принята за изваяние императора Константина, вставшего на защиту христианства и прекратившего их гонения.

В 1979г. в результате террористического акта конная статуя Аврелия была повреждена взрывом и почти десять лет находилась на реставрации. Сегодня оригинальная скульптура хранится на первом этаже во Дворце Консерваторов, а площадь Капитолия украшает ее копия, установленная здесь в 1997 году.

Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело


30-ые гг. XVI в. по поручению папы Павла IIIМикеланджело приступает к проектированию площади Капитолия (на вершине капитолийского холма) в Риме.

Проектирование и строительство площади началось с установки в ее центре конной статуи Марка Аврелия.

Площадь как своеобразная «творческая лаборатория» Микеланджело при строительстве собора Св. Петра.

Новшества от Микеланджело:

1. Четкая симметрия городской площади,

2. Не сплошная, а разомкнутая застройка по периметру,

3. Новая трактовка монумента как самостоятельного элемента площади.

4. Монумент как модуль ордерной системы окружающих зданий.

Вход осуществляется по лестнице-пандусу, врезанной в холм. Абрис пространства сформирован одинаковыми корпусами Капитолийского музея и дворца Консерватори, образующих симметричный трапециевидный план. В центре - дворец Сенаторов. Площадь открыта со стороны входа городу, ограниченная парапетом, на котором установлены античные статуи.

При малом масштабе (глубина 80 м. ширина от 40 до 60 м.) площадь выглядит монументально.

С точки зрения истории архитектуры на смену Ренессансу приходит Барокко.

Барочные черты в планировке площади:

– аллегорическое значение скульптур, особое мощение (Капитолий как центр античного Рима и Римской Империи);

– Восприятие площади не осевое, а по мере движения по кругу (эллипсу);

– Оптические эффекты (кажущаяся параллельность корпусов; эллипс мощения, сокращающийся в круг; появление статуи Марка Аврелия при подъеме по лестнице и т.п.).

1 – дворец Сенаторов; 2 – Капитолийский музей; 3 – дворец Консерватори (музей редкостей); в центре площади расположен конный монумент Марка Аврелия.

14. Площадь дель Пополо и ее архитектурно-планировочная композиция.

Площадь примыкала к северным воротам города, т.е. к главному въезду в город со стороны Европы.

До XVвека была слабо застроена, была своеобразным «перевалочным пунктом» при въезде в город.

XVIв. Доменико Фонтана в ходе планировочных работ ставит в центре трапецевидной площади обелиск. С площади начинается прокладка трехлучевой системы магистралей.

Вторая половина XVIIв. на противоположной въезду стороне площади строятся две церкви – Санта Мария ди Монте Санто и Санта Мария деи Мираколи (К. Райнальди и К. Фонтана). Замкнули пространство площади.

В начале XIXв. площадь приобрела Овальное очертание.

Раскрытие улиц небольшое ок. 23 град. (в сумме около 45), что, однако, позволяет видеть все три перспективы в одной картинной плоскости.

(в Версале – раскрытие больше – на пределе восприятия, в Санкт-Петербурге еще больше – невозможно увидеть все три улицы одновременно).

1 – ворота дель Пополо;

2 – обелиск;

3 – церковь Санта Мария ди Монте Санто;

4 – церковь Санта Мария ди Мираколи.

15. Площадь св. Петра в Риме.

Строительство площади началось в XVIIв. под руководством Лоренцо Бернини, длилось ок. 10 лет (1657-1667 гг). (Последняя масштабная постройка периода ренессанса и барокко в Риме).

Размеры осей овала 200 и 130 м. Глубина примыкающей к собору трапеции 125 м.

В начальных эскизах Бернини есть варианты квадратной и круглой (более замкнутой, не барочной) площади.

В свое время место площади было обозначено египетским обелиском (был поставлен Доменико Фонтана за 70 лет до проектирования площади).

Особенности площади (можно отнести к типу «барочной площади»)

1. разомкнутый контур,

2. восприятие не фронтальное, а при движении по кругу,

3. аллегоричность (масштабный овал как символ Колизея)

4. оптические эффекты (изменение пропорций фонтанов, фланкирующих центральный обелиск, иллюзия «обнимающего» пространства галерей).

p.s. (не обязательно)

Некоторые современники Бернини считали площадь не законченной.

Так, в конце 17 в. Карло Фонтана (не путать с Доменико) критиковал проект Бернини, предлагая добавить к площади трапецевидную галерею, завершающуюся колокольней. За колокольней добавлялась аванплощадь в сторону Тибра, с углом раскрытия, соответствующая углу зрения под которым виден собор.

В этом случае, по мнению Фонтана, к площади добавлялась глубина необходимая для целостного восприятия собора.

Если бы проект был осуществлен в Риме бы появилась мощная осевая композиция.

Статьи по теме