Корабль "Олимпик": история. "Олимпик, "Титаник", "Британник" - трансатлантические лайнеры

Корабль «Олимпик» пережил множество ярких событий. На момент спуска на воду это было судно, которое считалось новым чудом света. Его слава померкла перед «Титаником», который имел такое же устройство и появился два года спустя, но утонул в первом же своем плавании.

Класс лайнеров «Олимпик»

В кораблестроении существует традиция. Согласно ей, названия даются как суднам, так и проектам, к которым они относятся. По этой причине обыватели часто путают корабль «Олимпик» с одноименным классом

Всего их было три. Первым был «Олимпик», построенный в 1910 году. Вторым оказался «Титаник», ставший всемирно известным после своего крушения.

Последний корабль данного класса получил название «Британник». Он появился накануне Первой мировой войны и сразу же стал выполнять военные миссии, в том числе перевозил раненных солдат. После пяти успешных рейсов был подорван на немецкой мине в 1916 году.

Индустрия кораблестроения в начале XX века

В эти годы гражданский флот европейских стран занимался в основном тем, что покорял новые рекорды скорости и прокладывал самые невероятные маршруты для доступа к труднодоступным регионам. Атлантический океан стал как никогда важен в качестве маршрута, так как здесь курсировали суда из стремительно развивающихся Соединенных Штатов Америки в Европу и обратно. Перевозились важные грузы и большое число эмигрантов. Еще одна важная примет эпохи - нарастающее соперничество между мировыми державами накануне Первой Мировой Войны.

Британская судоходная компания White Star Line эту гонку проигрывала. Ее главными конкурентами были немцы и другой английский производитель - Cunard Line. Последний стал лидером отрасли после того, как с его верфи в океан вышли два лайнера нового поколения - «Мавритания» и «Лузитания». Они отличались не только большими размерами, но и быстроходными качествами. «Лузитания» в 1907 году побила рекорд скорости в водах Атлантики, который оставался недосягаем еще более 20 лет.

На этом фоне магнат Джон Морган, который был владельцем White Star Line, решил переплюнуть конкурентов и поставил перед своими инженерами задачу создать нечто по-настоящему колоссальное. Таким проектом стал корабль «Олимпик» и два его «брата».

Характеристики

По сравнению с другими судами, новые лайнеры отличались гораздо большими размерами. Их тоннаж превышал тоннаж той же "Мавритании" в полтора раза. Такие габариты не позволяли взять рекорда скорости, иначе бы двигатель затрачивал слишком много ресурсов.

Вместо этого было решено, что приоритетом нового судна станет его ослепительная роскошь. Другим преимуществом считалась безопасность. Конструкторы уверяли, что новые корабли непотопляемы благодаря системе из нескольких отсеков. Если в корпусе появится брешь, затопит лишь небольшую часть корабля, что поможет удержаться ему на плаву.

Эта уверенность обернулась трагедией. Если «Олимпик» действительно пережил множество рейсов, то «Титаник» - корабль-символ - погиб в первом же своем плавании.

Двигатель новинки работал на паровых котлах, а его мощность составляла 50 тысяч лошадиных сил. Судно вмещало 2435 пассажиров, его обслуживал экипаж в составе 860 человек. Длина составляла 269 метров, ширина - 18 метров. Эти безумные цифры сразу же привлекли внимание прессы и общественности к новому проекту. Показательно то, что старые порты не были готовы принять такие большие суда, из-за чего приходилось перестраивать пристани там, где пролегал маршрут «Олимпика».

Внутренние помещения лайнера были разделены на три класса, в зависимости от платежеспособности пассажиров. Особенным блеском отличался обеденный зал, который был рассчитан на более чем 500 человек и являлся самым большим помещением на судне в мире. Интерьеры первого класса были выполнены в стиле нового времени.

Начало эксплуатации

Первый рейс лайнера пролегал от английского Саутгемптона до французского Шербура, который находился в Нормандии. Уже оттуда корабль незамедлительно отправился в Нью-Йорк. Так как плавание во многом носило тестовый характер, экипаж судна проверял надежность и практичность многих новых задумок, реализованных на корабле. Основываясь на этом опыте, конструкторы привнесли некоторые изменения в устройство следующего проекта под названием «Титаник».

В первые годы эксплуатации случалось немало инцидентов, которые, однако, не носили фатального характера для «Олимпика». Широкую огласку получило столкновение лайнера с крейсером «Хоук». Хотя в происшествии никто не погиб, началось судебное разбирательство, активно освещаемое в прессе.

Причиной тому стало то, что «Хоук» принадлежал государственному флоту. White Star Line обвинила экипаж крейсера в ошибке, однако суд принял решение в пользу защищающейся стороны. Кроме того, капитан «Олимпика» Смит был признан виновным в неправильных действиях, а компания-владелец обязалась выплатить компенсацию.

После крушения «Титаника»

Если эксплуатация «Олимпика» была в целом успешной, то второй корабль класса потерпел крушение в первом же рейсе. Репутация White Star Line висела на волоске. Для того чтобы убедить общественность в безопасности перевозок, компания начала переоснащение своего лайнера.

Кроме того, началась забастовка экипажа. Это было связано с тем, что никто не хотел плыть на корабле, оснащенном теми же шлюпками, что были на «Титанике». Они плохо себя зарекомендовали в роковую ночь в северной Атлантике.

Шлюпки были заменены. Помимо этого, конструкторы обновили обшивку судна. Спустя год после символичного крушения «Олимпик» снова отправился в США.

Первая мировая война

Однако использование «Олимпика» в качестве судна для гражданских перевозок длилось недолго. Спустя всего несколько лет начался конфликт с немцами, и британское государство реквизировало лайнер для выполнения военных приказов.

Судно служило в Средиземном море и было оснащено соответствующей артиллерией. Камуфляж должен был защитить корабль от немецких субмарин. Так или иначе, но «Олимпику» удалось пережить войну, успешно переправляя раненных в госпитали. Это считалось чудом, особенно на фоне гибели близнеца «Британника» и пассажирской «Лузитании».

Конец эксплуатации

После войны судно вновь стало гражданским. В 30-е годы корабль «Олимпик» уже считался технологически устаревшим судном. Поэтому с каждым рейсом становилось понятно, что скоро его спишут на металлолом. Тогда же компания-владелец слилась с Cunard Line.

Свой последний рейс «Олимпик» совершил по привычному маршруту - из Саутгемптона в Нью-Йорк. Это было 257 путешествие гиганта. Что ни говори, у него была счастливая судьба. История корабля была дольше, чем у его близнецов - затонувшего «Титаника» и подорвавшегося на мине «Британника».

Накануне разбора на металлолом мебель из кают и залов, как была продана с аукциона и разошлась по множеству фешенебельных заведений.

Сравнение с «Титаником»

Это сопоставление напрашивается само собой. Люди часто спрашивают про "Олимпик" (корабль): "Что с ним случилось?". Просто по аналогии с "Титаником".

Наверно, самым любопытным, если не мистическим фактом при сравнении является то, что Смит, который был печально известным капитаном затонувшего «Титаника», до этого командовал именно «Олимпиком». Но затем его перевели на другой трансатлантический лайнер. Как самого опытного из персонала компании. Считается, что он застрелился, когда понял, что по его ошибке начал тонуть великий корабль. «Олимпик» и «Титаник» практически не отличались внешне. Единственный значительный признак, по которому можно было понять, кто из них кто, это палуба А. «Титаник» был остеклен в этом месте, в то время как «Олимик» оставался открытым.

Были еще небольшие отличия в размещении инфраструктуры. Например «Титаник» - корабль с кафе на второй палубе. У «Олимпика» такого заведения на этом месте не было.

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства. Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта.

Этой аварии суждено было войти в морскую летопись как первой среди других подобных, в результате которой было обнаружено новое явление - взаимное присасывание кораблей и судов - одна из важных причин столкновения кораблей. Именно в связи с аварией крейсера «Хок» и лайнера «Олимпик» это явление было впервые изучено, и из него сделали вполне ясные и научно обоснованные практические выводы.

Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году. "Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить. "Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В годы Первой мировой войны лайнер получил ласковое прозвище Old Reliable, «надежный старина».

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Такие открытки вручались солдатам Канадского экспедиционного корпуса, которые возвращались домой на «Олимпике» в начале июля 1919 года. Это был последний рейс «Олимпика» в качестве войскового транспорта; из Галифакса он проследовал в Ливерпуль, куда прибыл 21 июля.

«Войсковой транспорт Его Величества «Олимпик» покидает Саутгемптон.

КОРАБЛЬ, НА КОТОРОМ Я ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Канадский экспедиционный корпус, 1914-1919

Монс — Сен-Элуа — Нев-Шапель — Ипр-2 — Фестубер — Живанши — Ла-Бас — Лоо — Плогстеерт — Сен-Жюльен — Ипр-3 — Сомма — Курселет — Вими — Холм 70 — Пашендаль — Амьен — Аррас — Камбре — Валансьен — занятие Монса 11 ноября»

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

«Олимпик» входит в Нью-Йоркскую гавань. Открытка, напечатанная в Детройте.

А такие «шелковые» открытки продавали на борту самого лайнера в качестве сувенира.

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером.

Судьба "Британника"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британник". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британник" был спущен на воду.

Длина лайнера составляла 275,2 м, ширина 28,7 м, осадка 10,5 м, валовая вместимость - 50 000 р.т. Главный двигатель мощностью 50 000 л. с. Скорость 21,0 узлов.

При постройке судна были учтены уроки гибели лайнера «Титаник». Он получил двойное дно, что увеличило ширину корпуса на 2 фута, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено шестью продольными переборками, которые должны были уменьшить размеры затопления в случае повреждения обшивки. Лайнер «Британник» получил 16 водонепроницаемых переборок, было увеличено количество шлюпок.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британнике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно. И уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

Утром 21 ноября лайнер «Британник» вошел в пролив Кеа в Эгейском море, направляясь к Лемносу. Но примерно в 8.00 огромный корабль содрогнулся от страшного удара. Лайнер «Британник» подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73, и сразу начал погружаться носом. Капитан Чарльз Э. Бартлетт приказал радистам подать сигнал бедствия. Экипаж работал слаженно и спокойно. Немедленно были спущены шлюпки, поэтому из 1066 человек, находившихся на борту в момент взрыва, погибли только 30. Это произошло потому, что две шлюпки были спущены слишком поспешно и их разнесло на куски огромными винтами лайнера.

Через 55 минут после взрыва лайнер «Британник» высоко задрал корму и ушел под воду. Он затонул на глубине 106,5 м, поэтому уперся носом в дно моря еще до того, как окончательно скрылась под водой корма. Сигнал бедствия был принят британскими военными кораблями, и вскоре на место катастрофы прибыл эсминец «Скодж». Чуть позже эсминец «Фоксхаунд». С их помощью спасательные шлюпки добрались до маленького островка Мальта (не та, разумеется). Там экипажу лайнера «Британника» пришлось ждать госпитальное судно, которое доставило моряков в Марсель. Капитан Чарльз Э. Бартлетт последним покинул тонущее судно.

Остается неясным, почему лайнер «Британник», несмотря на все усовершенствования, затонул так быстро, даже быстрее лайнера «Титаник». Скорее всего, это произошло потому, что медсестры открыли большинство иллюминаторов, чтобы проветрить отсеки перед приемом раненых. Когда пароход сел носом, открытые иллюминаторы оказались в воде. Если бы они были закрыты, то лайнер «Британник», скорее всего, уцелел бы.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

Исследователи выяснили, что:

1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.

2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером).

3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование).

4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.


"Олимпик" прибывает в Нью-Йорк 22 июня 1911 года.
Через несколько минут он причалит к пирсу №59, принадлежавшему White Star

12 мая 1918 года в Ла-Манше произошла уникальная история - систершип "Титаника", самый большой в мире пассажирский лайнер "Олимпик" (водоизмещение 46 358 тонн) погнался за немецкой подлодкой U-103, которая была в пять раз короче и в 55 раз легче, догнал ее и перерезал пополам.

Я назвал "Олимпик" самым большим в мире (на тот момент) океанским пассажирскими лайнером, так как в отличии от более крупных немецких "Императора" и "Фатерлянда", он всю Первую Мировую войну продолжал работать на Трансатлантическом маршруте, тогда как немцы стояли на приколе в Нью-Йорке и Гамбурге.

"Олимпик" - корабль с уникальной судьбой, незаслуженно оставшийся в тени своих "одноклассников" "Титаника" и, отчасти, "Британика", потонувшего во время войны в Средиземном море после взрыва мины. Всю свою карьеру он попадал в критические ситуации сродни тех, которые стоили "жизни" "сестрам" (причем, с обеих сторон) и постоянно благополучно из них выходил. А уж по числу столкновений с чем то плавающим он на версту обошел любой другой лайнер своего времени. Читая его биографию, постоянно вспоминаешь номер "Дуэта им. Чехова" о человеке, застраховавшего свою жизнь с целью получить солидный куш, но вместо этого обретшего абсолютное здоровье. Возможно, некий святой отвечающий за душу кораблей решил провести "Олимпик", через все те испытания, которые не вынесли его систершипы.

Вот смотрите: в эксплуатацию "Олимпик" вступил 14 июня 1911 года и сразу же отправился в Нью-Йорк. На борту был Брюс Исмей. Тот самый! А командовал судном знаете кто? Угадали - Эдвард Смит. Тот самый, что потом будет стоять на капитанском мостике "Титанике" в "ночь, чтобы помнили" (с). И ничего не случилось! Нет, на самом деле случилось. Через несколько дней мощные струи воды от винтов "Олимпика" затягивают под корму маленький буксир. Буксир поврежден, на корме "Олимпика" царапины.

20 сентября 1911 года у острова Уайт в "Олимпик" врезается британский броненосный крейсер "Хаук" (15 октября 1914 года его потопит немецкая субмарина U-9, та самая, что за три недели до того в Ла Манше в течении нескольких минут отправила на дно три броненосных крейсера).

У "Хаука" нос в смятку, у "Олимпика" так... дырочка. Кстати, легендарная Виолетта Джессоп (1883-1971) уже была на борту корабля. Напомню, что в последствии она переживет гибель "Титаника" и "Британика". Мало известно, что был еще один человек, переживший крушения и аварии всех трех лайнеров - кочегар Артур Прист.

Ладно. 24 февраля 1912 "Олимпик" теряет часть винта в Атлантике, на пути в Британи. Известно, что именно эта авария привела к задержке отправления "Титаника" в иннаугарционный рейс.

В ночь, когда погиб "Титаник", "Олимпик" шел из Нью-Йорка в Саутгемптон. Капитан корабля Герберт Хэдкок отдал приказ немедленно идти на спасение пассажиров, хоть и находился от гибнущего корабля в 580 милях и чтобы подойти к месту катастрофы ему нужно было более суток. Когда до места гибели "Титаника" оставалось 120 миль, на свзяь с Хэдкоком вышел капитан "Карпатии" Рострон и попросил не приближаться к его кораблю, чтобы спасенные пассажиры не впали в панику от созерцания полной копии корабля, с которого они только что спаслись.

Ну про мятеж части экипажа в том же апреле 1912 года после чего наконец было решено обеспечивать всех пассажиров спасательными шлюпками думаю, все знакомые с историей мореплавания знают.

В 1914 году началась Первая Мировая война и "Олимпик" остался одним из немногих трансатлантических лайнеров, остававшихся на линиях все время военных действий (кстати. во время Второй Мировой войны пассажирское судоходное сообщение через Атлантику было быстро прекращено - семья посла США в Великобритании Джозефа Кеннеди (включая Бобби) добиралась в Нью Йорк 21 сентября 1939 последним рейсом голландского трансатлантического лайнера "Амстердам". "Англичане" , "французы" и "поляки" (у Польши было два небольших лайнера, только тсс. официально страна гнила в нищете) уже не ходили. До весны 1940 в США плавали итальянские лайнеры, но и они по понятным причинам были сняты с линий).

9 октября 1914 года "Олимпик" одновременно чуть не предвосхитил судьбу "Британика" и с избытком повторил действия "Карпатии". В этот день он вмазался немецкое минное поле. А с другого конца в него же вошел британский линкор "Одейшиес". Зашел и напоролся на мину. Лодки "Олимпика" сняли ВЕСЬ экипаж с линкора, тот перевернулся и, погружаясь, взорвался. "Олимпик" благополучно покинул минное поле и доставил военных моряков в порт.

Лодки с "Олимпика" снимают экипаж "Одейшиса"

Через год, в Средиземноморье "Олимпик" спасет экипаж французского транспорта "Прованс", несмотря на то, что вокруг крутились австрийские субмарины. Пронесло и на этот раз.

Ну а звездный час у систершипа "Титаника" наступил ровно 98 лет назад. Он совершал очередной рейс из Нью Йорка в сопровождении 4 американских крейсеров (в то время как раз бушевала неограниченная подводная война). И вот маленький конвой входит в Ла Манш и Хэдкок видит в бинокль подводную лодку. "Немецкая", подумал капитан и приказал расчетам бортовых орудий открыть по ней огонь, но вот проблема - борта высокие и попасть в лодку никак не получается. Лодка стояла заряжая батареи и немцы буквально проспали приближение союзников. Проблема тогдашних субмарин была в том, что они очень медленно погружались, некоторые модели до часу. Поэтому капитан попытался уйти от "Олимпика" зигзага, но Хэдкок, дернув стакашок односолодового и затянувшись крепкой вирджинской сигарой, подвинул рулевой, лично встал за штурвал лайнера и, пробормотав что то вроде "щазз родная, не шевелись, папочка тебя поцелует" или что то еще более грязное, погнался за немцами. Такое только в мультиках бывает - громадный (правда уже не белый) лайнер мчится по бурному морю за крошечной лодкой. Через несколько минут раздался приглушенный водой и громадой лайнера звук потрескивания ломающихся шпангоутов, Хэдкок удовлетворенно хмыкнул - "Радист, передай янки пусть соберут мясо с моря, а я в каюту. С документами работать" и прихватив с собой початую бутылку виски, полторы пинтной контрабандной кока-колы, оставшийся со средиземноморской компании литр "Барбера" и шейкер ушел. Так родился коктейль "Пьяная стюардесса", впоследствии, впрочем, кока-колу заменили на тоник. Крейсера подняли с поверхности моря 31 немецкого моряка.

Закончилась война. "Олимпик" был тотально модернизирован (котлы стали нефтяными, а вместимость спасательных шлюпок превысила 3000 человек. что намного превышало вместимость судны) плавал из Великобритании в Нью-Йорк и Южную Америку до 1935 года. "Кунард" выкупил "Уайт Лайн" и "Олимпик", наконец, стал чисто британским судном. За 16 лет послевоенной мирной службы корабль сумел потопить плавучий маяк, протаранить прямо в гавани Нью-Йорка французский пароход, еще одного француза немного спас. На его борту пропадали люди, умер один из его разработчиков и, до кучи, прямо над местом гибели "Титаника" "Олимпик" попал в подводное землетрясение.

Отель "Белый Лебедь"

А в 1935 его разрезали на металл, не забыв продать всю внутреннюю обстановку на аукционе. Если кого то во время путешествий занесет в британский городок Алнвик, что в Нортумберленде, то зайдите в тамошний отель "Белый лебедь", один из старейших (а может и старейший) непрерывно действующий отель в мире (ему свыше 300 лет). Большая часть тамошней обстановки с "Олимпика".

Когда окидываешь взглядом историю "Олимпика", то возникает ощущение, что корабль много лет тараня и спасая другие суда так и не встретился с самым главным своим врагом - айсбергом и все что происходило с ним за 24 года эксппуатации было не более чем тренировкой перед главной, так и не состоявшейся встречей.

........................................ .....
Усыновляют детей не только, чтобы забрать их детского дома, но также чтобы узаконить уже сложившуюся ситуацию, когда дети от предыдущего брака одного из родителей воспитываются в новой семье. Проблема эта не так просто решается как кажется и требует участия профессионального адвоката. Важно заметить, что решение подобного вопроса находится исключительно в юрисдикции районных судов по месту проживания ребенка и более никаких.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом пассажирского кораблестроения. Могущественные корабельные компании Англии, Германии, Франции вели между собой конкурентную борьбу за лидерство по пассажирским перевозкам. Одна из ведущих компаний «Уайт Стар Лайн», которую приобрёл американский финансист П. Морган, мечтавший о монополии в северной Атлантике, принимает решение о постройке трёх гигантских по тем временам лайнеров. Первые «Олимпик» и «Титаник» были заложены в 1908 и 1909 годах. Третий корабль «Британик» был заложен в ноябре 1911 года.

Борьба за «Голубую ленту Атлантики»

Главное направление того времени - это Америка, которая очень быстро развивалась и нуждалась в новых рынках сбыта. Кроме того, множество эмигрантов из Европы отправлялись в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Торговля с Европой требовала всё большего количества кораблей, так как на то время это был единственный способ сообщения между материками.

Океанские лайнеры боролись за право обладать «Голубой лентой Атлантики» - переходящим призом за скорость, с которой требовалось пересечь Северную Атлантику. Это был условный приз престижа. Он представлял собой в то время голубой вымпел, поднимавшийся на мачте лайнера-рекордсмена. Именно за него шла борьба между морскими судоходными компаниями, которые строили всё более мощные, быстроходные и комфортные суда. В 1897 году немецкий лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» стал обладателем «Голубой ленты». Престижу британских судовых компаний был нанесён удар. Они стремились возвратить лидерство и пассажиров.

Предшественники «Британика»

Была спроектирована серия лайнеров класса «Олимпик». Строительство кораблей проводилось на верфи «Харланд энд Вольф» в североирландском Белфасте. Первый из запланированных лайнеров «Олимпик» был спущен на воду в 1910 году. После достройки он прошёл ходовые испытания и 14.06.1911 г. ушёл в первый рейс из британского Саутгемптона в Нью-Йорк. Спустя некоторое время «Уайт Стар Лайн» принимает решение, согласно которому на строящемся «Титанике» были выполнены изменения с учётом замечаний по первому судну.

В ноябре 1911 года на той же верфи, где строился «Олимпик» закладывается киль «Британика». Судно предстояло выполнить с учётом всех недоработок по двум кораблям. Это был третий лайнер этой серии. Но судьба у кораблей была трагичная. Во время выполнения своего пятого по счету рейса, выходя из Саутгемптонского залива «Олимпик» задел правым боком крейсер Британии «Хок», в результате чего получил значительную пробоину. Ее размер составил 12 метров. Лайнер был вынужден встать на ремонт на верфь Белфаста.

Второй из морских лайнеров этой серии «Титаник» поражал гигантскими размерами, совершенством, роскошью и комфортом для пассажиров. Он должен был, по замыслу владельцев, составить значительную конкуренцию ведущим компаниям «Кунард Лайн» и немецкой HAPAG и получить «Голубую ленту». Но этим планам не суждено было сбыться. "Титаник" погиб от столкновения с айсбергом в первом своём рейсе.

Создание «Британика»

Третий лайнер серии «Олимпик» ещё только строился, когда его собрат «Титаник», потерпевший страшную аварию в столкновении с айсбергом, пошёл ко дну. Эта трагедия, унёсшая жизни 1500 человек, потрясла мир. Первоначальное название третьего корабля было «Гигантик», но после трагедии его хозяева решили назвать судно «Британник», считая, что это имя будет более патриотичным и уместным.

Решив создать серию непотопляемых лайнеров, руководство «Уайт Стар Лайн» принимает решение - строительство третьего из них засекретить, и на корабельной верфи заложенный корабль числился под №433. Но удержать в тайне строительство судна «Британик» не удалось. Компания решила в этом лайнере объединить все достоинства его собратьев и исключить все их недостатки.

Конструктивные изменения

Трагедия «Титаника» приостановила строительство корабля «Британик», так как работала комиссия по расследованию причин катастрофы. На основании сделанных компанией выводов в конструкцию строящегося корабля были внесены существенные изменения, целью которых являлось создание непотопляемого корабля. На случай столкновения лайнера с айсбергом была разработана двойная внутренняя корпусная обшивка судна.

Следующая мера касалась водонепроницаемых пяти перегородок, достигавших верхних палуб. По расчётам конструкторов это позволило бы избежать затопления всех отсеков. Изменения коснулись и архитектуры судна. Колодец, разделявший ют и надстройку, был полностью перекрыт и превращён в шельтердек. Дополнительные каюты 3 класса были устроены на надстройке палубы юта.

Корабль «Британик» оснастили 5-ю парами кранов-шлюпбалок 12-метровых размеров, при помощи которых каждая из них свободно спускала на воду 5 шлюпок при большом крене корабля. На лайнере свободно могли разместиться 40 шлюпок. Но они так и не были установлены.

Спуск на воду и ходовые испытания

Работы по строительству корабля проходили с задержками, спуск на воду отменялся несколько раз. Может это послужило непроведению «крещения» корабля (традиционного разбития бутылки шампанского) в момент спуска его на воду. Это посчитали плохим предзнаменованием.

Первый выход на атлантическую линию компанией был запланирован на июнь 1915 года, и об этом было заявлено. Мало чем отличаясь внешне от своих «братьев-близнецов», судно «Британник» являлось лучшим в этой серии. Все конструкторские доработки были невиданными по тем временам новшествами. Расчётные показатели давали право считать «Британик» самым непотопляемым кораблём.

У компании снова появилась надежда стать самой престижной и получить «Голубую ленту Атлантики». Было официально объявлено, что лайнер выйдет на атлантический маршрут летом 1915 г., но первая Мировая война внесла в жизнь корабля свои коррективы.

Начало войны

Война оказала своё влияние на всё судостроение. Сырьё на строительство кораблей отдавали только тем верфям, которые сотрудничали с Адмиралтейством. «Харланд энд Вольф» продолжала строительство океанских гражданских кораблей, поэтому их строительство продвигалось крайне медленно.

Порт Саутгемптон был реквизирован, то есть он стал военным, поэтому свои корабли «Уайт Стар Лайн» перевела в порт Ливерпуля. Многие океанские лайнеры и грузовые суда также были реквизированы. Эта участь ожидала «Олимпик», ставший военным транспортником, и «Британик», который был превращён в госпитальное судно. На мечте пересечь Атлантику и получить голубую ленту престижа был поставлен жирный крест.

Военный госпиталь

В октябре 1914 года «Британик» был переоборудован в военный госпиталь. На его борту было устроено несколько операционных, специальных помещений реанимации, кают для медицинского персонала, гимнастический зал, складские помещения, перевязочные и, конечно же, каюты для раненых. Вместимость плавучего госпиталя составляла 3300 коек.

Корабль, как медицинское судно, получил и отличительную окраску. Корпус был окрашен в белый цвет с продольной зелёной полосой и нанесёнными по ней красными крестами с боков, трубы его были покрыты жёлтой краской.

Военная служба

12.12.1915 г. «Британик» выполнил переход из Белфаста в Саутгемптон, где принял на борт медперсонал, медикаменты и припасы. 23.12.1915 г. корабль вышел из порта и направился к берегам Средиземного моря. Командиром корабля стал самый лучший капитан «Уайт Стар Лайн» - Карлос Бартлет. Вся Европа была охвачена пожаром мировой войны. Средиземноморье не стало исключением.

Англия и Франция, будучи союзниками, воевали против Германии и Турции и высадили свои войска в Галлиполи, при проведении Дарданелльской операции. Англичане терпели неудачу, им необходимо было подкрепление и вывоз раненых. Эта миссия была возложена на госпитальные корабли, которые выполняли поставленную задачу в Средиземном море, переполненном немецкими подводными лодками.

За 1916 год «Британик успешно выполнил пять рейсов, эвакуировав в Англию более 13000 человек. Чем дольше продолжалась война, тем большей опасности подвергался лайнер, который не был приспособлен к маневрированию в узких для него проливах Средиземного моря. Он создавался для бескрайних просторов Атлантики и по причине своих огромных размеров был уязвим для германских субмарин, которые в буквальном смысле «нашпиговали» море минами.

Гибель «Британика»

Шестой, последний раз «Британик» отправился в Средиземноморье в ноябре 1916 года. 21 ноября он проходил пролив между греческими островами Кеа и Китнос за очередными, подлежащими эвакуации ранеными. Ровно в 8:00 раздался глухой взрыв, за которым последовал гул и вибрация. Капитан К. Бартлет, который ещё только завтракал, понял, что корабль подорвался на вражеской мине. Он немедленно занял свой пост.

Первое, что попытался сделать капитан, - развернуть корабль и выбросить его на мель, но этого ему не удалось. Команда в спешке готовилась покинуть судно. Капитан смог предотвратить панику и взять ситуацию в свои руки.

Лайнер стал заваливаться на правый борт. Вскоре над поверхностью воды показались вращающиеся гигантские лопасти винта, под которые затянуло две лодки. Поняв, что гибель остальных спасающихся неминуема, капитан приказал остановить машины. Лайнер продолжал погружаться в морскую пучину. Поступающая на верхнюю палубу через открытые иллюминаторы вода предрешила исход. Корабль пошёл ко дну.

Поведение капитана К. Бартлета - это образец морского командира. Благодаря его выдержке и профессионализму спасти удалось 1104 человека. Он покинул борт самым последним. При такой масштабной катастрофе погибли всего 30 человек, которых затянуло под гребные винты. Спасение потерпевших бедствие людей с «Британика» вошло в историю мирового мореплавания.

Поиски затонувшего «Британика» увенчались успехом только в 1975 году. Его обнаружила экспедиция Жак-Ив Кусто на глубине 112 метров неподалёку от греческого острова Кеа. Его останки принадлежат историку мореходства С. Милзу.

Первая версия гибели корабля

Общественность Англии, шокированная гибелью непотопляемого лайнера, не могла прийти в себя от того, что он затонул всего за 57 минут. Газетами высказывалась версия, что корабль был атакован немецкой подлодкой и поэтому получил пробоины, несовместимые с жизнью судна.

Версия торпедной атаки была опровергнута командиром немецкой подлодки. Капитан Зейсс сообщил, что в проливе была поставлена минная банка, которая и стала причиной гибели «Британика». В качестве доказательства был представлен журнал, где не было записи о приказе торпедировать плавучий госпиталь. Официальной версией было признано, что лайнер подорвался на мине, выставленной немецкой субмариной. Но многие считают невыясненным, как погиб корабль "Британик". Интересные факты были получены спустя шестьдесят лет после трагедии.

Вторая версия гибели «Британика»

Эту версию озвучил всемирно известный исследователь Жак-Ив Кусто. Согласно ей, корабль втайне перевозил оружие. Об этом стало известно немецкой разведке, которая установила адскую машинку в угольный бункер корабля во время его нахождения на дозаправке в Неаполе. При взрыве её произошёл вторичный взрыв угольной пыли, которой в бункерах было предостаточно. Этим можно объяснить гул, который слышали некоторое время после взрыва. Но детонацию угольной пыли мог вызвать и взрыв мины за бортом.

"Океаник III"

Потеряв два своих самых лучших лайнера, «Уайт Стар Лайн» не оставила своих планов на получение "Голубой ленты". Она мечтала о реванше и возлагала надежды на более быстрый, мощный и надежный корабль. Компания в январе 1928 года подала заявку «Харланд энд Вулф» на строительство "Океаник III", который представлял собой усовершенствованную серию "Олимпик", с дизель-электрическими двигателями. Но разгоревшаяся Великая депрессия, поразившая и судоходный бизнес, поставила на этом проекте окончательную точку.

Послесловие

Единственным оставшимся из трёх кораблей близнецов был "Олимпик". Он прожил славную корабельную жизнь, стал легендой британского кораблестроения и прослыл самым надежным лайнером. Но суеверные моряки видят взаимосвязь между судьбами кораблей и их первоначальными названиями "Олимпик", "Титаник" и "Гигантик" ("Британик"). Согласно древнегреческой легенде "Титаники" и "Гигантики" погибли в борьбе с "Олимпиками".

Об этом говорит случай, произошедший с "Олимпиком в 1929 году. Он шел курсом на Нью-Йорк. Когда оставалось несколько часов пути, корабль по непонятной причине начало трясти. Других судов поблизости не было, двигатели работали нормально, что исключило возможность потери лопасти винта. Но ужас охватил моряков, когда они узнали, что корабль находится в месте гибели "Титаника". Не успокоило команду и сообщение, что в этом месте произошло землетрясение. Капитан Паркер после возвращения ушел в отставку.

Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британик" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

На фото: "Олимпик" и "Титаник" (справа) в Белфасте. Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, – гибелью корабля "Титаник".
14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников – "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт. Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.
В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак. Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.
Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением. Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля – и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.
Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей. Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Максим Кондратьев

Статьи по теме